Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Из опыта работы Атрошкиной Л. А., учителя физики и информатики


Атрошкина Людмила Аркадьевна,
учитель физики и информатики

27.03.2015

Профессиональная ориентация школьников – одно из важнейших направлений работы современной специальной школы-интерната

В Республике Беларусь разработана Концепция развития профессиональной ориентации молодёжи, утверждённая постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014г. № 15/27/23. Целью Концепции является обеспечение развития государственной системы профориентации молодёжи в соответствии с приоритетами государственной социально-экономической политики, мировым опытом и ситуацией на рынке труда, создание единой системы, охватывающей все уровни и виды профориентации, обеспечивающей разработку и совершенствование нормативной базы и благоприятных условий для эффективного использования трудового потенциала, повышения престижа рабочих профессий. Концепция направлена на создание целостной системы профориентационной работы, которая должна опираться на глубокое знание основных факторов, определяющих формирование устойчивой профессиональной направленности, мотивации к профессиональной деятельности обучающихся.

В большинстве случаев профориентация является частью воспитательной работы и, следовательно, рассматривается как внеурочная деятельность, но она также является хорошим средством в обучении, которое используется в педагогической деятельности на уроках физики и информатики. Это и увлеченность учащихся предметом в целом, и разработка интересных, познавательных и полезных практических заданий, и агитация учащихся на использование технических средств не только для игры, но и для работы.

Вопрос «Кем быть?» начинает так или иначе беспокоить школьников различного возраста. В современных условиях рыночной экономики возрастает потребность в квалифицированных кадрах, в развитой личности, способной принимать самостоятельные решения, легко обучаться, стремиться к самосовершенствованию, творчеству, умеющей работать в команде.

Я как учитель информатики и физики ГУО «Вилейская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи» на своих уроках и во время внеклассной работы большое внимание уделяю формированию профессиональной мотивации школьников: на первый план выдвигается развитие личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения; весь потенциал педагогических технологий направляется на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. И мой опыт – одна из составляющих профориентационной работы всего педагогического коллектива в школе.

Сейчас компьютер – это и источник информации, и образование, и воспитание, и развлечение, и досуг, ну и, конечно, средство общения. Многие ученики в старших классах интерес к информатике связывают с выбором будущей профессии. Предмет информатики вызывает интерес у большинства школьников. У них есть стремление и желание овладеть компьютерными технологиями.

Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:

  • учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);
  • приобретают навыки самостоятельной творческой работы;
  • учатся грамотно использовать в речи информационные термины;
  • приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.

Учащиеся посещают предприятия, где используется компьютер (школьная бухгалтерия, почта, библиотека, компьютерный клуб), проводятся экскурсии в колледж. Таким образом, формируется практическая ценность овладения знаниями, умениями и навыками работы на компьютере, возникает целостное представление в изучении информатики, связь изученного с их жизнью.

При проведении урока «Мультимедийные интерактивные презентации» большое внимание уделяется искусству самопрезентации, ребята учатся грамотно создавать презентации, защищать свои мысли. Применяя методики профессиональной ориентации, предлагаю учащимся выполнить презентацию о своей будущей профессии.

В прошлом году учащиеся 10 класса выполняли презентации на тему своих будущих профессий. Ребята представляли себя в качестве портного, кондитера, повара, строителя, водителя, овощевода. Во время урока прошла онлайн-конференция с директором УО «Вилейский государственный профессионально-технический колледж» Китиковым И.С. Ребята задавали директору по скайпу интересующие их вопросы.

На уроках в 10 классе по теме «Flash анимация» учащиеся стремились показать с помощью анимации свои будущие профессии. Создание таких роликов способствует углублению знаний о профессиях.

Изучение сложной для ребят темы «Алгоритмизация и основы программирования» настраивает на серьезный лад. Ведь изучение этого материала позволяет приблизиться к профессии программиста.

В 9 классе предлагается изучить «Основы работы с CorelDraw». Ученики обнаруживают высокую мотивацию при изучении этого курса, поскольку художественный дизайн имеет большое значение в использовании современных информационных технологий. Учащиеся с интересом выполняют как обязательные задания, так и творческие, специальные. В 9 классе у ребят ещё не так определена профессиональная мотивация, но, когда ученики проявляют более углубленный интерес к профессиям, я, как учитель, помогаю им в этом. Это позволяет ученикам раскрыть в себе новые качества, способствует самоопределению, самореализации, и, бесспорно, усиливает их профессиональную мотивацию.

На коррекционных занятиях «Современные средства коммуникации» ребята учатся находить учебные заведения, куда они будут поступать, ищут информацию о профессиях, смотрят видеоролики о профессиях. Даже не бывая на экскурсиях, ребята получают массу нужной информации через Интернет о колледжах, в которые они планируют поступать.

Можно заметить, что внедрение технологий профориентационной работы усиливает профессиональную мотивацию учащихся, помогает им определиться в этом непростом мире с профессией в их дальнейшем жизненном пути.

Беседуя с выпускниками нашей школы, я задавала им вопросы:

  1. Какую часть в твоей жизни занимают сейчас информационные технологии?
  2. Какое место, по твоему мнению, они займут в твоём будущем?

Хочется отметить, что все ребята подчеркнули необходимость дальнейшего изучения компьютера как основного средства самообразования и саморазвития.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого. Освоение многих рабочих профессий невозможно без наличия у выпускников базовых физических знаний, сформированности практических умений и навыков, умений совместно делать одну работу. Такую подготовку к освоению рабочих профессий должен взять на себя учитель физики, так как физика является основой производства.

Многие ребята видели производственные процессы, с которыми сталкивались в жизни. Но практика показывает, что при изучении предмета ситуативный интерес пропадает, а познавательный интерес не возникает. Это приводит к тому, что физика становится трудным предметом, что приводит к пассивности учеников. Однако изучение физики развивает мышление учащихся, формирует многие необходимые умения. Тем более что многим ученикам придётся в дальнейшем после окончания школы работать на производстве. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.

Таким образом, с самого начала изучения курса физики я стараюсь построить изучение таким образом, чтобы ученики осваивали трудный предмет, постепенно овладевали первоначальными знаниями о профессии и дальнейшем их применении на практике.

Любая тема на уроках физики решает профориентационные задачи, знакомит учащихся с большим количеством разных профессий.

Например, при изучении темы «Движение и взаимодействие тел» ребята знакомятся с профессией каменщика, усваивают необходимые физические понятия: инерция, движение по инерции, взаимодействие тел. При этом они узнают, почему рабочая деталь отбойного молотка имеет малую площадь, почему не рекомендуется строить здания и сооружения на болотистой местности.

Изучая тему «Строение вещества», ученики приобретают знания, необходимые в профессии маляра-штукатура: смешивание красителей, окраска поверхностей, сушка помещений, замерзание водных растворов и др. Теперь учащиеся могу ответить на вопросы: почему краска сохнет лучше и быстрее в теплом помещении, чем в холодном, почему грязная поверхность мешает наложению краски на поверхность.

Мой опыт работы принёс следующие результаты:

  • ребята проявляют на уроках заинтересованность к различным профессиям, знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности;
  • расширяется круг представлений учащихся о труде взрослых;
  • использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе проведение on-line конференций, помогает ребятам в выборе профессий;
  • создаются условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде;
  • учащиеся осознанно делают выбор своей профессии, хотя не всегда выбор даётся легко.

Наши дети с трудностями в обучении, с тяжёлыми нарушениями речи благодаря взаимодействию педагогов школы конкурентноспособны при поступлении в колледжи, некоторые продолжают обучение в ВУЗах.

См.презентацию (*.pptx)см.презентацию учащихся (*.pptx)


Наши Новости
23.05.2019:

16.05.2019 в рамках проведения акции «Добрая энергия - детям» в Вилейской школе-интернате прошла интересная, полезная и познавательная встреча учащихся...

подробнее
23.05.2019:

Учащиеся 5 "Б" класса Вилейской школы-интерната Островский Игорь и Ильюшин Артем приняли участие в открытых областных соревнованиях по легкой атлетике,...

подробнее
23.05.2019:

Вышел четвёртый номер школьной газеты «Наша школьная страна» в 2018/2019 учебном году

подробнее
22.04.2019:

18 апреля 2019 года в Молодечно состоялись гала-концерт и итоговая выставка областного этапа XII Республиканского фестиваля художественного творчества...

подробнее
22.04.2019:

Родителям о завершении 2018/2019 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования

См. подробнее

подробнее