Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Из опыта работы Бутько Е.В., учителя начальных классов


Будько Елена Валентиновна,
учитель начальных классов,
учитель-дефектолог высшей
квалификационной категории

20.10.2017

Самостоятельное изготовление модели календаря учащимися младшего школьного возраста с трудностями в обучении как средство формирования умения ориентироваться во времени по календарю

Проблема формирования временных представлений особенно актуальна для системы начального обучения, где формируются общеучебные умения и навыки. В школе, в частности, умение ориентироваться во времени составляет необходимую предпосылку развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также это условие, обеспечивающее познавательную деятельность в целом.

Формирование временных представлений и ориентировки во времени у учащихся с нарушениями психического развития проходит с еще большими трудностями и гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся детей. Большинство ребят моего класса – это дети-сироты с недостаточным личным опытом. И для успешной социализации их в общество должно быть сформировано одно из жизненно важных умений – умение ориентироваться во времени. Учащиеся с трудностями в обучении не умеют планировать ход выполнения задания, не могут осуществлять самоконтроль деятельности. Для них характерна низкая самостоятельность. Таким образом, специфика временных понятий, нарушение психического развития учащихся, а также социальный статус затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений.

Начиная работать над умением ориентироваться во времени по календарю, предположила, что изучение будет легче, если есть наглядность – календарь. Подготовленная презентация, да и календари, появившиеся в классе, заинтересовали ребят. Ежедневно обращаясь к календарю, дежурный проговаривал, какая пора года, месяц, число и день недели. Мы отмечали прошедшие дни, ждали каникулы, праздники, дни рождения, считая сколько дней, недель, месяцев должно пройти до того или иного события. Закрашивали месяцы, в соответствии с порами года: зимние месяцы стали голубыми, весенние – зелёными, летние – жёлтыми, а осенние – оранжевыми. Всем ребятам было интересно и понятно, но после проведённого обследования оказалось, что большинство ребят так и не усвоили сложную взаимосвязь временных представлений, которая отражена в календаре.

Столкнувшись с проблемой формирования ориентировки во времени по календарю, изучила литературу, в которой раскрыта методика ознакомления с календарём детей дошкольного возраста, предложенная Т. Д. Рихтерман, методику изучения мер времени для специальной (коррекционной) школы VIІI вида Перовой М.Н. Рассмотрев предлагаемые ими формы работы с календарём предположила, что систематичная работа с моделью календаря позволит заинтересовать ребят и более осознанно овладеть эталонами времени.

Работая первый год с моделью, придерживалась рекомендаций Ф.Н.Блехер. Листки календаря размером 9х6,5 содержали число, название дня недели и месяца. Календарь размещали на доске. Для листков была изготовлена коробка с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда дети складывали последовательно листки–дни недели, по 7 листков, создавая образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывалось количество недель и дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, скрепляли стопкой и укладывали в первое отделение верхнего ряда коробки. Так постепенно заполнялись 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнялись и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывали порядок следования месяцев, а в нижнем ряде – дней недели и недель. По окончании года подсчитывалось количество месяцев в году, определялся порядок их следования.

Позже, кроме числа, дня недели и месяца, предложенными ранее названными авторами, добавили символы пор года, придуманные совместно с ребятами. Рядом с зимними месяцами появились снежинки, с весенними – цветочки, с летними – солнышко, а с осенними – оранжевый листок. Чтобы иметь более наглядное представление о смене месяцев, их названия стали писать разными цветами. Изменили и коробку, в ней стало 4 ряда по 6 ячеек. Два верхних ряда показывали порядок следования месяцев, третий ряд показывал прошедшие недели, а в четвертом были дни текущей недели. Такой способ расположения был более понятен для ребят моего класса. Добавили порядковый номер прошедшим месяцам.

Самостоятельно изготовить листок – было поощрением за хорошее поведение, добрые дела, хорошие отметки. Каждому хотелось самому изготовить листок, повесить на доску или сложить в коробку. Тем самым удалось не только вызвать положительные эмоции и интерес у ребят, но и стимулировать дальнейшую активность.

Дети в любой момент могли подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам – сколько ещё осталось до его окончания. Работа с моделью позволила познакомить с житейским понятием недели (если от данного дня пройдёт 7 дней, то пройдёт неделя: от среды до среды прошла неделя).

Производя все эти действия, постепенно постигали и осознавали сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Продолжая работать ежедневно, стала замечать, что ребятам хотелось в стопках отыскать листок, сделанный своими руками, и события того дня запоминались гораздо лучше. Поэтому, на следующий год было решено, что каждый сам будет изготавливать свою модель календаря. Кроме этого, всем ребятам подарили карманный календарь, где дети сами решали, как отмечать прошедшие дни, предстоящие праздники и каникулы.

У нас возникли трудности и с хранением листков, ведь теперь у каждого ребёнка своя модель календаря. Было решено связывать месяцы и хранить в своей полке. И это решение было правильным. Это дисциплинировало ребят, ведь мы ежедневно обращались к календарю и многое зависело от того, все ли листочки правильно разложены.

Работу с календарём проводили ежедневно. Чаще всего за пять минут до начала уроков. Во второй половине дня работу продолжали воспитатели. Во время самоподготовки ещё раз проговаривали, какое сегодня число, день недели, месяц, пора года. Ребята отвечали на вопросы: «Какой день недели был вчера?», «Какой день недели будет завтра (послезавтра)?», «Сколько суток прошло от такого-то дня?» и т.д.

Кроме самостоятельно изготовленной модели календаря в классе и в спальных комнатах повесили календарь, на котором зачёркивали прошедший день, ещё раз закрепляя то, что уже известно. Для успешного запоминания временных последовательностей детям предлагалось выучить стихи.

Научили «бытовому» приёму определения дней в месяце по фалангам пальцев руки, начиная отсчёт с января.

Умение воспроизвести в памяти те события, которые произошли за день, неделю, месяц – играют важную роль. Поэтому и в классе на уроках и на занятиях по развитию познавательной деятельности, взяли за правило проговаривать всё, что происходило каждый день. Сколько уроков в разные дни недели, какие уроки будут сегодня (завтра, были вчера), какие изделия изготовили за неделю (месяц) на уроках труда, считали, сколько добрых дел сделали за неделю, какие темы проходили по тому или иному уроку, занятию.

Кроме коррекционных занятий, в конце каждого месяца с детьми проводилась небольшая беседа о том, какой месяц закончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивалось с предыдущим месяцем. Определялось количество прошедших месяцев с начала года и уточнялись название и порядковый номер нового месяца.

Так как именно самостоятельное изготовление модели календаря имеет ценность, то некоторым учащимся, у которых возникали трудности, предлагался алгоритм выполнения. Алгоритм даёт возможность дифференцировать уровень помощи каждому учащемуся. На первых этапах выполняется действие по алгоритму совместно со взрослым, проговаривая каждый пункт выполнения листка пособия. Далее изготавливаем листок по жестовой инструкции взрослого, по подражанию. Позже учащийся выполняет самостоятельно по предложенному алгоритму. По деформированному алгоритму: алгоритм «рассыпался»; алгоритм, в котором отсутствует один или несколько пунктов; можно предложить учащемуся часть алгоритма (начало, середину или конец); по пунктам алгоритма, без инструкций выполнения и т. д. Для тех, кто плохо или медленно читает, предлагается алгоритм схематичный. В первом варианте схематичного алгоритма установлен порядок действий. Во втором варианте нумерация отсутствует. Различные вариации алгоритмов позволяют дифференцировать уровень помощи учащимся.

Такая организация работы позволяет формировать умение ориентироваться в задании, планировать ход выполнения, выполнять самоконтроль и в итоге выполнять самостоятельно, реализовать принцип деятельностного подхода, давая возможность ребятам гораздо лучше понимать взаимосвязь сложных временных представлений, отражённых в календаре.

Модель календаря не только наглядность, с которой могут действовать учащиеся, но и развивающая среда, позволяющая в любой момент прийти на помощь ребятам.

Одним из позитивных условий использования данной модели является его простота и доступность. Она позволяет работать с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Даёт возможность поддерживать интерес и активность ребят длительный период. Именно самостоятельное изготовление дисциплинировало учащихся, требовало выполнения определённых правил для достижения цели, способствовало формированию самоконтроля во время выполнения и по результату работы.

Самостоятельно изготовленная модель календаря помогает ребенку с нарушениями психического развития пройти сложный и длительный путь формирования жизненно необходимых практических умений и навыков ориентировки во времени, становится для ребенка необходимым атрибутом повседневной жизни, который помогает ему ориентироваться в окружающем мире.

Для оценки эффективности данного опыта были выделены критерии, важные для формирования умения ориентироваться во внешнем времени по календарю. Получены следующие результаты: времена года знают, определяют последовательность 100%; определяют и называют части суток, знают их последовательность 91%; называют дни недели, знают их последовательность 91%; знают названия месяцев, последовательность, соотносят месяц со временем года 73%; что длиннее, что короче определяют 73%; ориентируются в рамках месяца 73%; ориентируются в смежных месяцах 64%; ориентируются в двух несмежных месяцах 64 %.

Таким образом, самостоятельное изготовление модели календаря не только повысило интерес к занятиям, но и улучшило результативность работы по формированию умения ориентироваться во времени по календарю.


23.10.2015

Рекомендации родителям первоклассников

Мы, педагоги, рады видеть вашего ребёнка в нашей школе. Достигнуть успеха в воспитании и обучении можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы. Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут время и смогут уделить ему внимание. Любите своего ребенка и дорожите его любовью к Вам!

Родителям первоклассников нередко кажется, что первого сентября ребенок резко становится взрослым. Разумеется, учеба в школе предполагает определенную ответственность, которую ребенок должен учиться на себя брать. Но не стоит думать, что он перестает нуждаться в вашей любви и ласке — напротив, ваша поддержка нужна ему даже больше, чем обычно.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Я горжусь тобой!», «Ты так хорошо справился!», и т.д.) способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Очень важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для Вас, родители!

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи на работе.

Также родителям первоклассников стоит помнить, что ребенку тяжело дается не только первый месяц-полтора учебы. В течение учебного года есть несколько «критических» периодов, в которые работоспособность снижается, а утомляемость растет. Это конец второй четверти перед зимними каникулами, первая неделя после зимних каникул и середина-конец третьей, самой длинной, четверти. Это, кстати, касается не только первоклассников, но и школьников других возрастов, просто первоклассники наиболее остро это переживают.

Мы желаем Вам успехов!

   
   


Наши Новости
08.11.2019:
5 ноября 2019 года  в учреждении образования состоялся проблемный семинар «Коммуникативная компетентность: сущность, содержание, компоненты» под руководством...
подробнее
08.11.2019: В рамках второго этапа благотворительного проекта «Крылья счастья» 29 октября на базе Вилейской  школы-интерната  компания «СК хайникс мемори солюшнс Восточная... подробнее
29.10.2019: 25 октября 2019 года 46 учащихся Вилейской школы-интерната при поддержке благотворительного фонда помощи детям «Белый аист»  стали зрителями и болельщиками... подробнее
17.10.2019:
15 октября 2019 года сотрудники Минского филиала РУП «Белпочта» провели почтовый урок для учащихся Вилейской специальной общеобразовательной школы-интерната....
подробнее
15.10.2019:    В гости к ребятам Вилейской школы-интерната «снова прилетел» «Белый Аист».  
   В рамках Школы Активного Гражданина и при поддержке благотворительного... подробнее