Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Из опыта работы Игнатович М.В., учителя начальных классов

Игнатович Марина Владимировна,
учитель начальных классов,
учитель-дефектолог высшей
квалификационной категории


Система специальных упражнений для формирования навыков чтения и письма

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку, нарушения чтения и письма являются одной из центральных проблем современной школы, в частности, на начальном этапе обучения. Методисты, педагоги и родители с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по русскому языку и литературе. Учащиеся пишут неграмотно, страдает техника чтения и отсутствует интерес к нему. Нарушения чтения и письма сопровождаются большим количеством орфографических ошибок. Это обусловлено рядом факторов. Одним из них является нарушение звуковой стороны речи, неумение выделять и различать звуки речи, неумение анализировать слово на составляющие его слоги.

В процессе чтения в первую очередь зрительно воспринимаются графические изображения, различаются и узнаются буквы, которые соотносятся с их звуковыми значениями. Однако, восприятие и различение букв есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка. Не звук является названием буквы, а наоборот, буква представляет собой знак, символ обозначения речевого звука. Поэтому сложный процесс усвоения звуко-буквенных обозначений начинается с познания звуковой стороны речи, с различения и выделения звуков речи. И только затем предлагаются буквы, являющиеся зрительными изображениями звуков.

Учитывая эту сторону процесса овладения звукобуквенными обозначениями, можно утверждать, что буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего в следующих случаях:

1.Когда ребёнок дифференцирует звуки речи, т. е. когда у него имеется чёткий образ звука и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикуляторно. В том случае, когда нет чёткого звукового образа, соотнесение звука с буквой становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками. И, наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком. Усвоение буквы в этом случае происходит замедленно, за буквой не устанавливается определённого звучания;

2.Когда у ребёнка имеется представление об обобщённом звуке речи, о фонеме. Известно, что звук в потоке речи и звук, произнесённый изолированно, не равноценны. Звук речи обладает определёнными физическими свойствами, определёнными признаками, как значимыми для данного языка, так и не значимыми.

Значимыми являются смыслоразличительные признаки звука, которые служат передаче значения слов, т. е. при изменении которых меняется и смысл слова (например, глухость и звонкость: «коза-коса», твёрдость и мягкость: «был-бил»). Кроме того, в каждом отдельном случае произношения звука в нём имеются индивидуальные качества: высота, тембр, интонация. На его характер оказывают влияние и соседние звуки, особенно последующие. Например, звук (с) звучит по-разному в словах «сад», «усы», «косынка». Но во всех этих случаях основные признаки звука сохраняются. Вот эти признаки звука, имеющие смыслоразличительное значение и взятые независимо от других, незначимых качеств звука, и составляют фонему.

При выделении звука из речи ребёнок должен во всём многообразии его звучания, изменяющемся в зависимости от положения звука в слове, уловить некоторое основное постоянное качество вариантов звука, независимо от его непостоянных свойств. Ребёнок должен отвлечься от второстепенных свойств звука и выделить фонему. Только при этом условии в процессе обучения чтению и письму формируется представление о графеме, о соотнесении буквы с фонемой.

Для преодоления трудностей слияния звуков в слоги необходимо сформировать у детей не только умение различать и выделять звуки, но и чёткие представления о звуковом составе слога, слова устной речи, т. е. необходим достаточный уровень фонематического развития.

В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. При этом значимость слогового анализа обусловлена прежде всего тем, что на начальных этапах ребёнок учится читать по слогам, сливать звуки в слоги, синтезировать слоги в слово и на основе этого объединения узнавать слова. Кроме того, слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова.

Процесс слогового анализа тесно связан с умением выделять гласные звуки из слова, так как количество слогов определяется количеством гласных звуков. Ребята должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления. Степень сложности слогового анализа слова во многом зависит от характера составляющих его слогов и их произносительной трудности. Ребята легче выделяют открытые слоги и затрудняются в выделении обратных и закрытых слогов. Закрытый слог более труден в произносительном плане, так как звуки, составляющие его, менее слиты в произношении и более независимы друг от друга. Вследствие этого разделить обратный или закрытый слог на составляющие его звуки легче. Поэтому в процессе работы необходимо особое внимание обращать на выделение обратного и закрытого слога как единого целого.

В процессе развития слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведётся с опорой на вспомогательные средства, в дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы это действие переносится во внутренний план и осуществляется на основе слухопроизносительных представлений.

При формировании действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагаются следующие задания: отхлопать или отстучать слово по слогам, сопровождать произнесение слова по слогам движением руки справа налево и слева направо. Используется приём восприятия тыльной стороной ладони движений нижней челюсти.

С целью более успешного формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных, выделению гласного звука на фоне слова и выделению гласных звуков из слова.

Нарушения чтения и письма сопровождаются большим количеством орфографических ошибок. Это объясняется несформированностью у школьников языковых обобщений, неумением использовать изучаемые правила орфографии. В связи с этим очень полезными являются упражнения на выделение и определение ударного слога в слове. Такие упражнения способствуют лучшему усвоению одного из основных правил орфографии, изучаемых в начальной школе, - правила на правописание безударных гласных.

В большинстве случаев при нарушении чтения и письма замены букв обусловлены нечёткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ведущим нарушением при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков речи.

В процессе коррекции нарушений чтения и письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, задания с буквами разрезной азбуки, письменные упражнения.

Таким образом, успешное и быстрое усвоение букв, формирование навыков чтения и письма возможны лишь при достаточной сформированности фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем), слогового и фонематического анализа и синтеза.

Практический материал по формированию навыков чтения и письма представлен в презентации (*.pptx).


08.04.2015

Фрагмент календарного планирования по коррекции нарушений устной речи учащихся 1 класса.Дизартрия, осложнённая общим недоразвитием речи (III ур.р.р.)(*.pdf)


Наши Новости
22.04.2019:

18 апреля 2019 года в Молодечно состоялись гала-концерт и итоговая выставка областного этапа XII Республиканского фестиваля художественного творчества...

подробнее
22.04.2019:

Родителям о завершении 2018/2019 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования

См. подробнее

подробнее
16.04.2019:

В научно-педагогическом журнале «Народная асвета» №3/2019 опубликованы материалы из опыта работы учителей Вилейской школы-интерната.

  

...

подробнее
04.04.2019:

Учащиеся Вилейской школы-интерната приняли участие в республиканском конкурсе детских творческих работ «Послание ветерану», посвященном 75-летию освобождения...

подробнее
04.04.2019:

30.03.2019г. в учреждении образования при поддержке благотворительного фонда помощи детям «Белый аист» прошёл очередной День профессий.

В гостях у воспитанников...

подробнее