Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Из опыта работы Иванович Л.К., учителя физической культуры и здоровья

 
Иванович Людмила Константиновна,
учитель физической культуры и здоровья,
высшая квалификационная категория

12.04.2017

Роль движения в коррекции нарушений психофизического развития учащегося

Движение – необходимая составная часть любого вида деятельности ребенка, его естественная биологическая потребность, получившая название «кинезиофилия».

Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений в большей мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

О значении двигательной активности в жизнедеятельности человека есть немало высказываний разных специалистов: физиологов, врачей, психологов, педагогов.

Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. По их определению активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того, движение используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности.

Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка. Действие, умение делать что-либо являются единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Действие выступает лучшей проверкой понимания.

Таким образом, движения, двигательная активность, как это явствует из высказываний специалистов разного профиля, являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности. Этого не сделает ни один вид умственной деятельности.

Какие движения влияют на развитие недостаточности того или иного уровня мной изложены в докладе «коррекционная направленность уроков физической культуры».

Сегодня хочу обратить внимание на такое понятие как двигательная активность. Она представляет собой общее число разнообразных движений за определенный отрезок времени (сутки, неделя, год). Каждому возрастному периоду соответствует определенный уровень двигательной активности.

У детей 7-10 лет (1-3кл.) суточная двигательная активность составляет 15-20тыс. шагов. И это их биологический фактор, это то, что заложено самой природой, это их необходимость.

Первоклассник, переступая порог школы, сталкивается с таким неприятным сюрпризом как запрет на движение, а ведь в период интенсивного роста и развития учащегося ведущей для развивающегося организма является костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг.

Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, резко начинает преобладать статическое напряжение. При интенсивной или длительной умственной деятельности у учащегося начинает развиваться утомление, как защитная реакция организма. Движение – уникальное средство, позволяющее быстро поднять уровень активности головного мозга, восстановить работоспособность. Именно этот путь выбирает усталый ребенок, что внешне выглядит, как неусидчивость, плохое поведение, когда учащийся начинает крутиться, вертеться, бессмысленно наклоняться под парту.

Двигательная активность имеет две формы: специально организованную активность и спонтанную. Хочу заметить, что чем выше процент спец. организ. активности (например, поиграть в футбол, или побросать мяч в баскетбол) тем меньше процента остаётся на спонтанную (бегать по крыше или бросать палки и камни).

Свой важный и ничем незаменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима младших школьников с учетом индивидуальной вариативности в показателях здоровья и развития вносит игровая деятельность и в первую очередь те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение.

Динамичная игровая деятельность позволяет решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками:

-удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции;

-научить владеть своим телом;

-развивать не только физические, но и умственные и творческие способности.

Положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Адаптационно-профилактический потенциал игровой активности для младших школьников сочетается с ее коррекционно-оздоровительным значением. Игра способна обеспечить как недопущение возникновения, так и предупреждение осложнений наиболее распространенных недостатков в физическом развитии и здоровье младших школьников.

В своей работе в шестой день недели я использую подвижные игры и эстафеты. Физический и психический компоненты в этих играх тесно связаны: учащиеся не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности – с одной стороны, а с другой умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других.

Помимо этого, на своих занятиях решаю некоторые коррекционные задачи. Для этого при проведении игр использую методы двигательной коррекции. Их еще называют мототерапевтическими или телесно-ориентированными. Суть метода двигательной коррекции – воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Он является базовым для дальнейшего развития высших психических функций. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. В связи с этим проведение занятия имеет свои особенности:

-четкая повторяющаяся структура занятия;

-неизменное расположение предметов в зале;

-введение временного лимита на проведение задания;

-соблюдение учащимися норм и правил поведения в группе;

-точное выполнение движений и приемов вместе с детьми;

-введение системы наказаний и поощрений;

-релаксацию;

-соблюдение правил начала и окончания занятий. Начало занятия включает специфическое приветствие. Окончание, придуманное вместе и канонизированное групповое прощание.

Применяю следующие виды подвижных игр:

1.Подвижные игры на развитие общей и мелкой моторики.

Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше образуется нервных путей между лобными отделами и другими отделами мозга. Также развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения. От степени сформированности тонких движений пальцев рук зависит уровень развития речи.

2.Использование дыхательных упражнений в заданиях.

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, успокаивают и способствуют концентрации внимания.

3.Перекрестные движения – положительно влияют на вестибулярный аппарат.

4.Упражнения на внимание.

Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. Эти игры способствуют тренировке более быстрой и правильной реакции на различного вида команд. Также использую такой прием: побеждает тот, кто при выполнении задания допустил меньше ошибок.

5.Игры для развития ориентировки в пространстве.

В заданиях использую предлоги: в, на, за, перед, около.

6.Игры на развитие коммуникативных функций.

Данными играми нацеливаю детей на совместные двигательные действия, воспитываю культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучаю учащихся навыкам сотрудничества.

7.Подвижные речевые игры.

Направлены на закрепление пройденного материала.

8.Телесная релаксация (растяжки).

Снимает мышечное напряжение, повышает уровень психической активности и работоспособности.

В заключении хочу привести высказывание И.А. Аршавского: «Маленькие дети, опираясь на инстинкт, сами регулируют и интенсивность, и время своей двигательной деятельности в игре. Не надо мешать ребенку играть, развиваться. Он гораздо правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему прыгать на одной ноге, сколько крутить скакалку – это заложено природой. Завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь».


Наши Новости
22.04.2019:

18 апреля 2019 года в Молодечно состоялись гала-концерт и итоговая выставка областного этапа XII Республиканского фестиваля художественного творчества...

подробнее
22.04.2019:

Родителям о завершении 2018/2019 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования

См. подробнее

подробнее
16.04.2019:

В научно-педагогическом журнале «Народная асвета» №3/2019 опубликованы материалы из опыта работы учителей Вилейской школы-интерната.

  

...

подробнее
04.04.2019:

Учащиеся Вилейской школы-интерната приняли участие в республиканском конкурсе детских творческих работ «Послание ветерану», посвященном 75-летию освобождения...

подробнее
04.04.2019:

30.03.2019г. в учреждении образования при поддержке благотворительного фонда помощи детям «Белый аист» прошёл очередной День профессий.

В гостях у воспитанников...

подробнее