Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Из опыта работы Ковалышена И.М., воспитателя


Ковалышен Иван Михайлович,
воспитатель

25.10.2018


09.08.2017

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Патриотическое воспитание направлено на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважение к его свершениям, героическому прошлому. Знакомство детей с родным краем, с историко–культурными, национальными, географическими, природными особенностями, формирует у них такие черты характера, которые помогут им в формировании патриотических качеств и чувства сопричастности к истории родного края, к истории нашей Родины.

Одной из наиболее эффективных форм патриотического воспитания является детский туризм, который способствует воспитанию духовных и волевых качеств, формированию социальной адаптации детей из неполных семей и сирот.

Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи и трудностями в обучении Вилейской специальной общеобразовательной школы-интерната являются членами туристического клуба «Черепашки». Дети принимают участие в экскурсиях, походах, экспедициях. При планировании экскурсионно-туристической деятельности решается несколько целей:

– оздоровительная: физическое оздоровление (закалка, получение запаса бодрости);

– психологическое оздоровление (снятие психического напряжения);

– гражданско-патриотическая: любовь к Родине, природе, истории родного края;

– спортивная (преодоление естественных препятствий и природных трудностей, повышение уровня физической подготовки);

– познавательная: разведка новых мест, знакомство с достопримечательностями, изучение родного края в историческом, географическом, экологическом направлениях, по местам боевой славы;

– экскурсионная: посещение исторических мест;

– коммуникационная: встреча с друзьями и знакомства с новыми людьми, обмен мнениями по различным темам;

– досуговая: пение и слушание песен, игры, соревнования, викторины; – практическая: общественно-полезная работа, собрание ягод, грибов, разработка новых туристских маршрутов;

– эстетическая: связь с природой – красочными ландшафтами и объектами, животным и растительным миром.

В походах дети закаляются, получают заряд бодрости, находят себе друзей, отрабатывают ситуации, требующие правильного поведения в природе, в обществе, воспитывают в себе волевые и духовные качества. Углубленные знания о родном крае, его прошлом и настоящем, его людях, природе, культуре, истории, способствуют воспитанию гражданина, который уважает традиции своего народа, неравнодушен к судьбе страны, к судьбе своей малой Родины. Они учатся жизненно важным умениям и навыкам: ориентирование на местности, умение оказывать доврачебную помощь, преодолевать препятствия (горные перевалы, болота, реки), стойко переносить трудности (холод, жару, усталость, походный быт), умение монтировать снаряжение и одежду, готовить пищу на костре.

Когда детей помещаем в условия пеших, водных и велопоходов, они буквально начинают расцветать. Причём трудности путешествия педагог преодолевает с подростками. Педагогический эффект недельного похода может превзойти десятимесячные усилия всего педагогического коллектива. Психика ребенка начинает развиваться по-другому, максимально проявляется его позитивный потенциал, многие девочки и мальчики находят духовные идеалы и стремление к здоровому образу жизни.

Одновременно решается задача преодоления «потребительства» и обучения основным навыкам самообслуживания. В сложных походах я обратил внимание на один существенный факт: самые трудные дети удивительным образом адаптируются к непростым ситуациям. В экстремальных условиях число жизненноважных задач сводится к минимуму, они становятся для них понятными. Наши «трудные» дети начинали на глазах раскрепощаться и очень уверенно вливаться в коллектив.

Друзья-туристы обошли почти все деревни Вилейщины и соседних районов, часто посещают Минск, Полоцк, Жировичи, Брест, Гродно и много других славных мест Беларуси.

На территории Вилейшчины проходили ожесточённые бои Первой мировой войны. Здесь легли славные воины, имена которых еще неизвестны, но мы пытаемся их восстановить. Фотографии об экспедиции, посвящённой памяти героям Первой мировой войны, войдут, мы надеемся, в историю не только нашей школы-интерната, но и нашего региона. Работу в данном направлении мы начали со знакомства в краеведческом музее с событиями того времени. Ребята в беседе услышали факты, которые вызвали у них интерес и взволновали. Мы разработали линию маршрута и выяснили, что на нем много фортификационных сооружений и военных захоронений немецких и русских солдат. Пешком под солнцем и дождём с рюкзаками за эти годы прошли свыше пятьсот километров по Мядельскому, Вилейскому, Сморгонскому, Поставскому, Браславскому районам, получили хорошую физическую закалку.

Много было встреч с интересными людьми: кадровыми военными, художниками, историками, беседовали со старожилами.

Незабываемой останется встреча с семьей Титовичей. Борис Борисович Титович – член Союза художников Беларуси, лауреат президентской премии «За духовное возрождение». Его усилиями и по его проектам создаётся музей Первой мировой войны в д.Забродье Вилейского района. Построено несколько каплиц на исторических местах, завершается строительство каплицы-памятника в честь благоверных князей Бориса и Глеба в память о воинах, павших во времена Первой и Второй мировых войн.

Полоцк – древнейший центр культуры в Беларуси. Наши воспитанники часто посещают Спаса-Евфросиньевский монастырь, где знакомятся с архитектурой, слушают богослужение. В Музее книгопечатания ребята узнают много об истории появления книги, знакомятся со старопечатными и современными книгами, с издателями книг. Поражает своим величием Софийский собор, который построен по распоряжению князя Владимира Чародея в 11 веке.

Совместно с ребятами мы организовали встречу с земляками-фронтовиками, провели устный журнал «По следам истории», побывали в музыкальной гостиной «Песни военных лет», где прошёл исторический турнир «Земля под белыми крыльями». Встреча со стариной вызывает у ребят огромное уважение к своим землякам-соотечественникам, которые прославили и украсили свой край, чувство гордости за богатую историю своей Родины.

Отмечено, что пора пробуждения интереса к природе, её эстетического, чувственного восприятия наступает в возрасте 10-15 лет. Именно в эту пору необходимо детей учить замечать красоту в окружающем мире.

Наши ребята ежегодно участвуют в экологических экспедициях. Мы изучаем и исследуем реку Вилию, её притоки, поиск источников загрязнения. Для этого мы преодолели пешком и на лодках сотни километров.

На начальном этапе разрабатываем совместно маршрут и изучаем информацию из различных источников, которая позволяет накопить фактический материал. В ходе беседы, используя опыт детей, с помощью фактов и цифр стремлюсь вызвать эмоциональную реакцию учащихся, сформировать у них личное отношение к проблеме.

Во время похода проводим наблюдения, исследования, делаем выводы. Здесь используется количественный эксперимент (например, учимся изучать глубину реки, скорость её течения), проводим опыты (например, анализ загрязнения воды).

Обследовано с помощью экспресс-анализа на содержание нитратов и нитритов много колодцев, исследовано более шестидесяти криниц. На пятнадцати из них установлены информационные таблицы с результатами исследований.

Следует отметить, что специфика организации подобных мероприятий требует выполнения намеченных исследований строго в отведённые сроки. А это означает, что дети вынуждены выполнять свои исследования в любую погоду. Для ребят организуются соревнования по преодолению препятствий с помощью навыков овладения снаряжением, что является очень сложным, поэтому нужно создать ситуацию успеха, поддержать добрым словом.

Вечером у костра ребята поют песни, играют. Складывается атмосфера добра и поддержки, тепла и веселья, ребята делятся яркими впечатлениями, учатся передавать свои эмоции. Позитивные контакты, психологическое сближение с детьми на природе, в обстановке непринуждённых отношений получается проще и эффективнее, чем во время урока в классе. В походе педагог видит своих детей во время преодоления трудностей, в работе, во взаимодействии с коллективом. Материал походов обобщается в виде конкурсов: «Знатоки природы», «Очевидное-невероятное», конкурс рисунков, «Природоохранительные знаки», составляются видеоотчёты, экологический турнир «Голубая планета».

Поход – тяжёлый труд, где решаются сложные педагогические задачи.

В походе создаются оптимальные психолого-педагогические условия для успешного физического и морального развития ребёнка. Туристическо-краеведческая деятельность учащихся с тяжелыми нарушениями речи и особенностями психофизического развития является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности.

См. презентацию (*.pptx)


Наши Новости
22.04.2019:

18 апреля 2019 года в Молодечно состоялись гала-концерт и итоговая выставка областного этапа XII Республиканского фестиваля художественного творчества...

подробнее
22.04.2019:

Родителям о завершении 2018/2019 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования

См. подробнее

подробнее
16.04.2019:

В научно-педагогическом журнале «Народная асвета» №3/2019 опубликованы материалы из опыта работы учителей Вилейской школы-интерната.

  

...

подробнее
04.04.2019:

Учащиеся Вилейской школы-интерната приняли участие в республиканском конкурсе детских творческих работ «Послание ветерану», посвященном 75-летию освобождения...

подробнее
04.04.2019:

30.03.2019г. в учреждении образования при поддержке благотворительного фонда помощи детям «Белый аист» прошёл очередной День профессий.

В гостях у воспитанников...

подробнее