Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Раиса Евгеньевна Мороз, учитель начальных классов


Мороз Раиса Евгеньевна,
учитель начальных классов,
учитель-дефектолог высшей
квалификационной категории

02.02.2017

«Устный счет на уроках математики как важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся с ТНР на Iступени обучения»

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. У этих детей речевое нарушение, как правило, влечет за собой определенные дефекты интеллектуального развития: недостаточное развитие произвольного внимания, памяти, восприятия, словесно-логического мышления, плохое усвоение знаний и представлений, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, неумение подчинять свои действия правилу (Н.В. Новоторцева, Т.А. Фотекова).

Устный счёт на уроках математики на I ступени обучения c учащимися с ТНР играет большую дидактическую роль. Он максимально активизирует мыслительную деятельность школьника, содействует развитию их логического мышления, памяти, сообразительности, развивает способность воспринимать сказанное на слух, вырабатывает быстроту реакции. В сочетании с другими формами работы на уроке устные упражнения позволяют создать такие условия, при которых достаточно активизируются различные виды деятельности учащихся: элементы аналитико-­синтетического мышления, быстрота мышления, речь и др.

Проведение устного счёта - совершенно необходимое условие для успешного обучения и развития младших школьников, поэтому я его провожу на каждом уроке в соответствии с поставленной целью и задачами. На устный счёт отведено не более 5-10 минут рабочего времени. Направленный на развитие речи и мышления, он несёт на себе дополнительную дидактическую задачу - способствует повторению и закреплению материала, более глубокому и прочному усвоению пройденного, совершенствованию приобретённых навыков вычислительного характера, является средством подготовки к сознательному усвоению новых математических понятий, законов, свойств.

Я, как правило, провожу устный счет в следующих формах:

-фронтальная работа, когда на задания учителя ответы дают все учащиеся класса, использую для этого планшеты, наборные полотна, сигнальные кружки и т. п.

-индивидуальная работа, когда учитель работает с каждым учеником по специальному заданию, исходя из уровня его подготовки. Для ответов в этом случае используются перфокарты, карточки с индивидуальными заданиями.

Во время проведения устного счёта учащиеся чаще, чем в другие моменты урока, получают возможность ответить. Детям нравится отвечать на уроке. Они бывают очень довольны, когда ответ их оказывается верным. Интерес учащихся к устным упражнениям объясняется и тем, что они могут сразу проверить правильность своего решения. В противном случае ребёнок быстро теряет интерес к выполненному заданию.

На мой взгляд, устный счёт должен проводиться в быстром темпе. Действительно, если речь идёт об отработке навыков, таких как табличное сложение, вычитание, умножение и деление, то желательно, чтобы темп работы был высоким. Если устный счёт используется с целью закрепления только что изученного, вряд ли целесообразно торопить учащихся. Преждевременное увеличение темпа приводит к увеличению ошибок. А это может привести к запоминанию неверных результатов или к недостаточному усвоению приёмов выполнения действий. На мой взгляд,  работа проходит организованнее, если после прочтения задания учитель делает паузу, а не спрашивает учащихся тотчас.

Если у меня появилось сомнение в том, что учащиеся не смогут на слух запомнить и понять задание, то я прибегаю к записям на доске, таблицам, плакатам и другим средствам, обеспечивающим усвоение. По мере развития навыка можно чаще давать задания в устной форме так, чтобы они воспринимались на слух и если их усвоение не окажется слишком трудным для учащихся. При работе над вычислительными навыками полезно использовать специальные таблицы для устного счета.

Обычно, сформулировав задание, я предлагаю ответить не одному ученику, а нескольким, даже если получен верный ответ. И дело здесь не только в том, что я хочу выяснить, как выполнили задание многие ученики в классе, а в том, что этот приём вызывает большую активность учащихся, активизирует речевые высказывания. Там, где этот приём применяется, устный счёт проходит с большим оживлением, интересом.

Учебник математики для специальных школ (математика «Учебное пособие для 2 класса специальных общеобразовательных школ с русским языком обучения в двух частях» авторы Н.В. Дворник, В.Л. Дрозд) построен с учётом всех требований к современному уроку. На каждом уроке можно использовать материал для устного счёта и по усмотрению учителя, и по указаниям методического пособия «сравни не вычисляя», а также задания геометрического характера, которые могут быть выполнены только устно: математические игры «Молчанка», «Магические квадраты», «Круговые примеры», «Лабиринты» и т.д.

Формы ведения устного счёта очень разнообразны, и это позволяет их чередовать:

-устный счет по записанным на доске примерам

-беглый счет: 20+10+5-10+6

-счет по таблице

-математические игры

-задачи в стихах, задачи – шутки и др.

Важное место в моей работе принадлежит правильному использованию различных средств наглядности. При проведении устного счёта я использую таблицы, перфокарты, плакаты, схемы, опоры, чертежи, сигнальные карточки, игры и т.д.

Широко использую при проведении устного счёта книжки-считалки. Книжки-считалки изготавливаются так. Отрезается правая сторона тетради, а оставшаяся часть подрезается поперёк на три равные части, но так, чтобы  получилось, как бы три книжечки в общей обложке. На каждом из получившихся листков книжки пишутся цифры от 0 до 9. На трёх листках первой страницы книжки пишутся 0, на трёх листках второй - 1, на третьей - 2 и т.д. Детям дается указание: назвать и показать три числа, которые следуют за числом 158. Учащиеся последовательно показывают числа 159, 160, 161, открывая соответствующие листки книжки-считалки.

Продолжая работу по формированию умения выполнять устно вычисления на основе знания нумерации, предлагаю детям задание, которое записано на лепестках ромашки.

Широко использую сигнальные кружки. Устный счёт проводится, как правило, в форме игры «светофор». При правильном ответе ученик поднимает сигнальный кружок вверх над головой стороной, окрашенной в зелёный цвет, при неправильном – синий.

Заметно оживление ребят, когда их вниманию предлагаю задачи в стихах. Они собраны в достаточном количестве в альбоме «Задачи в стихах». Вот некоторые из них:

1.Наша Маша рано встала, кукол всех пересчитала:

Две матрёшки - на окошке,

Две Аринки - на перинке,

Две Феклушки - на подушке,

А петрушка в колпачке - на зелёном сундучке.

Сколько игрушек у Маши?

2.У меня 4 книжки,

Две картинки и два мишки,

Кто ответит всех быстрей,

Сколько у меня вещей?

3.Стоит гора крутая,

На ней тыква большая,

А пониже тоже,

Три тыквы помоложе.

Сколько тыкв всего у нас?

4.В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка,

А потом упал Игнат,

Сколько на снегу ребят?

Такие задачи максимально активизируют мыслительную деятельность учащихся, содействуют развитию их логического мышления, развивают способность воспринимать сказанное на слух, воспитывают внимательность, память.

При закреплении знания состава чисел первого десятка часто используют при устном счете игру «Лото». Например, закрепляем знания состава числа 10. На основных больших карточках наклеены кружки – на каждом по 1,2,3,4,5,6,7,8,9 кружков, а на дополнительных, равных половине формата основных карточек, наклеены на каждой по 9,8,7,6,5,4,3,2,1 кружков. Основные карточки остаются у учителя, а дополнительные раздаю детям. Предлагаю ребятам основную карточку с одним кружком и ставлю у доски. Поднимается тот ученик, у которого карточка с 9 кружочками. Этот ученик подходит к доске и накладывает свою карточку на основную. Аналогично проводится повторение состава и других чисел первого десятка.

Любят ребята и «круговые примеры», и примеры с одинаковыми ответами. Раздаю ребятам карточки с записанными на них примерами, обязательно несколько групп примеров с одним и тем же ответом. Предлагаю ребятам: первыми встать тем, у кого ответ - 5, вторыми тем, у кого ответ - 7, третьими тем, у кого ответ - 10. Это задание активизирует мышление, вырабатывает быстроту реакции.

Активизируется мыслительная деятельность учащихся при применении счётных закладок, по которым учащиеся производят сложение, вычитание, сравнение чисел в пределах десяти. Изготовить такие закладки нетрудно.

Из листа альбома нарезаются полоски длиной 21см и шириной 2см. На каждой полоске чертятся фломастерами по 10 кружков. Первые 5 кружков чертятся красным цветом, следующие 5 - синим. В середине каждого кружка пишутся числа от 1 до 10. Затем делается чехол из цветной бумаги. Он надевается на полоску с цифрами и свободно движется, то закрывая цифры, то открывая их. Счётная закладка готова. Как ей пользоваться? Например, надо к 5 прибавить 3. Как это вычисление выполнить с помощью счётной  закладки.

Отодвигая чехол, открываем 5 кружков и видим цифру 5. Присчитываем ещё 3 кружка, видим цифру 8. Значит, 5+3 = 8. Другой пример, от 7 отнять 4. Открываем на счётной линейке число 7. Двигая чехол, закрываем 4 кружка, видим цифру 3, значит, 7-4 = 3.

Другая закладка «Сравнение чисел в пределах десяти». Эта счетная линейка изготавливается следующим образом.  Альбомный лист разрезается на полоски длиной 28 см и шириной 3,5 см. Посередине делается прорезь длиной 25 см и шириной 0,5 см. Получаются две полоски, соединённые между собой по концам. На верхней полоске чертятся 10 кружков синим фломастером, на нижней 10 кружков - красным. В кружках на верхних и нижних полосках записываются числа от 1 до 10. На обе полоски надевается чехол, оставляя числа открытыми.

При сравнении двух чисел открываем нужные числа на верхней и нижней полосках и определяем, на сколько одно число больше или меньше другого. Преимущество таких счётных закладок в том, что при сложении, вычитании и сравнении чисел учащиеся оперируют не только с кружками, но и видят перед собой цифру, обозначающую данное число предметов. Это гораздо удобнее, чем использовать кружки, которые лежат в конвертах.

При проведении устного счёта широко использую игры: «Где моё место?», «Лесенка», «Угадай пример», «Весёлый счёт», «Круговые примеры», «Занимательные или магические квадраты», «Молчанка» и др. Игры помогают мне пробудить у ребят интерес к занятиям математикой, поддерживать и развивать его, активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Таким образом, использование разнообразных форм ведения устного счета и применение различных средств наглядности помогают создать положительный микроклимат на уроках, располагаю учащихся к выполнению тех заданий, которые ранее считались трудными и даже непреодолимыми.

Такая целенаправленная, систематическая работа с учащимися и позволила значительно повысить их учебные возможности, создать условия для получения более прочных знаний, развития и успешного формирования личности каждого ученика.


От чисел к слову и познанью

Опыт активизации познавательной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи

Активизировать познавательную деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) необходимо уже на I ступени обучения. Но как это делать наиболее эффективно? Автор публикации предлагает свое видение и опыт решения данной проблемы.

Одним из путей активизации познавательной деятельности учащихся с ТНР является использование в процессе обучения математике дидактических игр, занимательных материалов.

Занимательные материалы на уроке математики играют особую роль и могут быть самыми разными: задачи в стихах, загадки, задачи-шутки, задачи-смекалки, задачи-головоломки, ребусы и др. Можно также использовать занимательные задания для младших школьников автора Зеленко С. В. (Минск, «Пачатковая школа», 2008).

Занимательные материалы целесообразно использовать на этапах закрепления и повторения учебного материала, совершенствования умений и навыков учащихся и других этапах урока.

На первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями чисел я считаю целесообразным использовать иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок». Учащиеся вспоминают содержание сказки, затем отвечают на вопросы: «Кто первым пришел тянуть репку? Кто вторым? Кто пришел вслед за внучкой? Кто пришел последним?». При этом активизируются процессы запоминания и восприятия, развивается произвольное внимание, стимулируется речевая деятельность, создается положительный эмоциональный фон.

Учитывая, что дети с речевой патологией не любят выполнять задания, представленные в речевом, а не в наглядном виде, большое значение имеет использование на уроках задач, в которых математическое содержание подается в стихотворной форме, а также отгадывание загадок. Например:

1.Пять щенят плюс мама-лайка. Сколько будет? Сосчитай-ка!

2.Было книжек двадцать пять.

Да добавили к ним пять.

А потом две книжки взяли

И учащимся отдали.

Думать надо очень мало.

Отвечайте: «Сколько стало?»

3. Со двора шестнадцать веток

Принесла коза для деток.

Положила на пол их.

Как делить на четверых?

4. Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Малышам на ножки –

Новые сапожки.

Сколько утят получили подарок?

На уроках математики часто применяю загадки о математической сущности изучаемых понятий. Это загадки о числах, цифрах, мерах времени.

При изучении нумерации чисел первого десятка даю детям загадку: «Повернёшь меня вниз головой, и я стану другой» (6 и 9) Использую и «Исторический материал на уроках математики в начальной школе» авторов Сендер А. Н., Ничишина Т. В. (Минск, «Пачатковая школа», 2010).

Изучая нумерацию чисел первого десятка, предлагаю учащимся стихотворение С.Маршака «Веселый счет».

Вот один, иль единица.

Очень тонкая, как спица.

А вот эта – цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею …


    В году у дедушки четыре имени (зима, весна, лето, осень).

Нас семь братьев,

Летами мы все равные,

А именами разные.

Отгадай, кто мы.

При изучении некоторых тем даю ребятам задачи-шутки (занимательные игровые задачи с математическим смыслом). Для их решения более важны находчивость, смекалка, понимание юмора, нежели познания в математике. Вот одна из таких задач: «Два отца и два сына съели три апельсина. Сколько съел каждый из них?» (по одному).

Результат решения ребятами задач-шуток зависит от их жизненного опыта, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умения видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном.

Интересно проходят уроки с использованием задач-смекалок: как расставить у четырех стенок комнаты 8 стульев, чтобы их у каждой стены было по три?

Для развития логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, эмоционально-волевой сферы, повышения интереса к усвоению математических знаний и зависимостей, формирования поисковых подходов к решению любой задачи использую ребусы и головоломки.

Ребусы эффективны при объяснении нового материала, в процессе повторения, в конце урока. Учащимся нравятся ребусы с цифрами или числами:

Р-1-А     р-один-а С-3-Ж    с-три-ж

Наиболее интересны для детей 1-го класса головоломки со счётными палочками и нитками (составить 2 равных треугольника из 5 палочек; составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, большие и маленькие квадраты и т.д.).

Ребятам, по моим наблюдениям, очень нравится подбор способа расположения фигур с целью создания силуэта. Например, воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся (набор фигур к игре «Танграм»).

При изучении порядка действий использую занимательные упражнения:

1.Применяя знаки действий, написать:

число 1 тремя двойками: 2-2:2;

число 100 пятью единицами: 111-11;

2.Расставить знаки действий так, чтобы равенство было верным:

(4*4) * (4*4) = 17               (4*4) * (4*4) = 0

Разгадывание на уроках математики кроссвордов способствует развитию памяти и внимания учащихся, поэтому предлагаю ребятам разгадывание кроссвордов, непосредственно связанных с изученной темой или в которых зашифровано название новой темы. В качестве источника использую «Кроссворды для ученика 3, 4 класса (математика)» автора Жилич Н.А. (Минск, Аверсев, 2007).

В развитии познавательной активности учащихся особое место занимают дидактические игры, которые я подбираю по темам и систематизирую. Использование разнообразных дидактических игр помогает создать положительный микроклимат на уроке, располагает ребенка к выполнению тех заданий, которые ранее считались трудными и даже непреодолимыми. Это игры, которые учат думать, предоставляют ученику возможность проверять и развивать свои способности. Кроме того, как и в любой другой игре, одним из условий ее результативности является умение действовать по правилам. Такое умение лежит в основе не только успешности учебной, но и коммуникативной деятельности младших школьников.

Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, игровые действия, правила игры, результаты. Особенно важно включать данный вид игр в процесс обучения детей 6-7 лет, так как от того, насколько учитель сможет уже с первых дней обучения заинтересовать ребенка своим предметом, зависят его успехи в овладении программным материалом в дальнейшем.

При изучении первого десятка особенно трудным для учащихся является усвоение состава числа. Трудность усвоения материала отрицательно сказывается на познавательной активности детей и чтобы их активность повысить, я ввожу в структуру познавательного процесса такие игры, как: «Эстафета», «Угадай-ка», «Лесенка».

Игру «Эстафета» мы проводим в виде соревнования между командами. Двум командам одновременно предлагается записать все случаи состава числа 10. Первый ученик записывает один пример, передает задание второму и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание. Результаты игры представляются в виде таблицы:

 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9
 

В ходе игры непроизвольное внимание переходит в послепроизвольное, в результате чего создается тот положительный эмоциональный фон, на котором все мыслительные операции проходят успешнее.

При изучении темы «Нумерация чисел первой сотни» я использую игры: «Считай дальше с любого числа», «Назови соседей числа», «Кто быстрее сосчитает?». Исходя из своего опыта, могу утверждать, что сознательного и прочного усвоения таблиц сложения и умножения можно достичь в ходе дидактических игр: «Кто быстрее?», «Кто больше?», «Не собьюсь», «Таблицу знаю», «У меня пример – найди ответ».

Например, в игре «Не собьюсь» учащиеся в прямом порядке ведут счет от 1 до 60 (во внетабличном делении и дальше) и вместо чисел, делящихся на 6, говорят: «Не собьюсь». Необходимо создать такие условия, чтобы во время игры работал весь класс.

Особый интерес у детей вызывает использование компьютера. Хороший учебный и воспитательный эффект при обучении математике можно получить, используя:

-ЭСО «Математика. 2 – 4 классы»;

-программа «Специальное образование. Математика 1-5 классы» УП «Инфотриумф», уникальность которого обусловлена набором специально спроектированных интерактивных компьютерных моделей (тренажеров) и упражнений для всех этапов изучения математического материала;

-программа «Состав числа» (Болотин Д.В. Институт коррекционной педагогики РАО);

-программа «Величинки» (МГПУ дефектологический факультет, авторы Варёнова Т.В., Чеховских Ю.М.).

Наиболее сложной и интересной формой активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики является организация самостоятельной работы детей. Организую этот достаточно сложный для наших детей вид образовательной деятельности, прежде всего, при решении той или иной дидактической задачи. Это может быть подготовка детей к изучению нового материала, усвоение новых знаний, их расширение и углубление, формирование вычислительных навыков и т.п.

Эффективной формой активизации познавательных интересов учащихся является создание в ходе учебного процесса проблемных ситуаций посредством постановки познавательных задач.

Например:

1)постановка вопросов к имеющемуся условию задачи;

2)составление примеров по заданию учителя;

3)составление задач на материале окружающей действительности.

Для совершенствования приобретённых навыков вычислительного характера использую устный счёт. Устный счет позволяет мне максимально активизировать вычислительную деятельность школьников, развивать у них логическое мышление, память, способность воспринимать сказанное на слух, вырабатывать быстроту реакции. Устный счет провожу на каждом уроке математики в разных формах. Составляю математические диктанты с учётом программных требований. Опыт работы по проведению устного счета обобщён в моей работе «Место и формы устного счета на уроках математики как важнейшее средство активизации мыслительной деятельности», который я представила на заседании методического объединения учителей І ступени обучения.

Для успешного формирования познавательной деятельности младших школьников использую различные приемы активизации познавательной активности в ходе внеучебной деятельности. Провожу беседы, утренники, заочные путешествия, коллективные творческие дела, викторины, конкурсы, игры-соревнования. В их содержание включаю занимательные задачи, загадки, разгадывание лабиринтов. Подбираю по теме стихотворения, шутки, песни, игры, которые являются средством переключения внимания, обеспечивают кратковременный отдых.

Ребята с удовольствием принимают участие в тех мероприятиях, в которых могут расширить свои знания и проявить активность. Им очень нравится участвовать в конкурсе знатоков математики по темам: «Отношения «>», «<», «=»», «Знаки операций сложения и вычитания», «Числа и цифры 1, 2, 3».

Немаловажное значение для развития и совершенствования творческих способностей моих воспитанников имеет  факультативное занятие «Путешествие в страну занимательной математики».

Особое внимание я уделяю проведению практических работ. Они особенно полезны для ребят, поскольку наши дети лучше всего запоминают то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то нарисовал, закрасил, вырезал, то это само по себе станет опорой для его памяти. Например, при выполнении практической работы по теме «Единицы длины» ребята измеряют длину класса, ладони, парты и т.д.

Анализ учебных достижений учащихся дает мне основания утверждать, что использование разнообразных форм, методов и приёмов работы по активизации познавательной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках математики даёт положительные результаты.

Мои выпускники умеют самостоятельно делать выводы, находить новые, оригинальные подходы к решению проблем, и получают удовлетворение как от процесса обучения, так и от его результатов. Успешность в обучении укрепляет в них уверенность в том, что они способны к самостоятельной жизни в этом мире, могут его познавать и в нем адаптироваться. Я надеюсь, что радость познания, которую мои ученики обрели на уроках математики, они смогут сохранить и пронести через всю свою жизнь.

 


Наши Новости
13.09.2019: 9 сентября 2019 года в Вилейской школе-интернате прошли мероприятия в рамках республиканских акций “Единый день безопасности” и “Внимание – дети!”.  Для... подробнее
03.09.2019: 1 сентября 2019 
В 2019/2020 учебном году в государственном учреждении образования «Вилейская специальная общеобразовательная школа-интернат» за парты...
подробнее
02.09.2019: подробнее
28.08.2019: Сбор учащихся 1-х классов государственного учреждения образования «Вилейская специальная образовательная школа-интернат» состоится 31.08.2019 г. подробнее
28.08.2019:

«Внимание - дети!»

  

В целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма,  сокращения несчастных случаев на дорогах с детьми и в связи...

подробнее