Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Опыт работы ресурсного центра


Опыт работы ресурсного центра в специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, М.А. Деруго //
  
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование: сб. материалов межрегион. науч.-прак. конф. с междунар. участием (19-20 дек. 2014 г.).– М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. –Т. 3.– С. 21–23.

ОПЫТ РАБОТЫ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В настоящее время в Республике Беларусь проводится оптимизация и реорганизация сети учреждений специального образования, что связано с реализацией Государственной программы развития специального образования на 2012-2016 гг., в которой поставлены задачи повышения качества образования для лиц с особыми образовательными потребностями и развития инклюзивных процессов в образовании. Реструктуризация сети учреждений специального образования не предполагает тотальное закрытие специальных школ, а сохранение оптимального их числа в разных регионах страны. При этом изменяется назначение специальных школ: помимо осуществления образовательного процесса в отношении конкретной категории детей (например, детей с тяжелыми нарушениями речи) – оказание информационно-методической помощи общеобразовательным учреждениям, в которых организовано интегрированное обучение и воспитание таких детей. Специальная школа для детей с (тяжелыми нарушениями речи) ТНР, таким образом, призвана содействовать повышению квалификации педагогов, работающих в условиях образовательной интеграции и часто испытывающих трудности в создании специальных условий для осуществления образовательного процесса, например, с учениками с ТНР. Следует отметить, что учащиеся с ТНР не являются однородной категорией, поскольку объединяют детей с разным уровнем речевого развития и разными речевыми расстройствами (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений). Затруднения учителей-дефектологов, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания, во многом связаны с отсутствием опыта работы по коррекции столь широкого спектра нарушений как устной, так и письменной речи.

Для решения стоящей перед специальной школой задачи оказания информационно-методической помощи Кодексом об образовании предусматривается возможность создания ресурсного центра как структурного подразделения учреждения образования. С 2012 года в Вилейской специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с ТНР реализуется экспериментальный проект «Апробация модели ресурсного центра в учреждениях специального образования».

Работа ресурсного центра в специальной школе для детей направлена на решение следующих задач:

1. Накопление дидактических и методических ресурсов (создание информационных банков и каталогов, посвященных проблемам коррекции нарушений устной и письменной речи, обучения и воспитания детей с ТНР, вопросам их социализации, медиатеки и библиотеки научно-методического обеспечения специального образования детей с ТНР, видеотеки обучающих фильмов по применению дидактических средств обучения, в том числе – информационно-коммуникационных, и т.д.).

2. Обновление и развитие инновационных педагогических практик, направленных на успешное обучение и воспитание детей с ТНР, путем обмена опытом с другими педагогами, изучения их деятельности во время проведения семинаров, круглых столов, методических объединений, консультаций (в том числе – виртуальных с использованием веб-сайта школы), информационных выставок, презентаций, мастеров-классов и других традиционных и новаторских форм методической работы, обеспечивающей повышение квалификации специалистов.

3. Реализация комплекса мер профилактики и преодоления синдрома выгорания учителей-дефектологов с целью сохранения их психологического здоровья, повышения эффективности их влияния на учащихся с ТНР (акмеологическое сопровождение педагогической деятельности – по терминологии Е.М. Лысенко).

4. Консультирование родителей, направленное на повышение их осведомленности в вопросах обучения и воспитания их «особых» детей, формирование у них правильных личностных установок.

За время работы ресурсного центра уже стали традиционными семинары-практикумы (например, по темам «Чтение как вид учебной деятельности», «Пути совершенствования коррекционной работы с учащимися с ТНР», «Компетентностный подход в коррекционной работе», «Формирование общеучебных умений у учащихся с ТНР» и др.), мастер-классы («Система работы педагога-психолога в специальной школе-интернате», «Взаимодействие учителя логоритмики и музыкального руководителя в коррекционной работе с учащимися с ТНР», «Коррекционная направленность уроков физической культуры», «Взаимодействие учителя физической культуры и школьных специалистов как одно из условий улучшения качества школьной жизни воспитанников школы-интерната»), круглые столы, деловые игры. Библиотека центра пополнена комплектами диагностических методик для обследования детей с ТНР, наглядными, дидактическими средствами обучения, учебной и методической литературой, каталогами периодических изданий по проблемам специального образования, что позволяет решать задачи концентрирования и обеспечения коллективного доступа к информационным ресурсам в целях достижения эффективных образовательных результатов.

Каждый последний четверг месяца учителя школы проводят консультации педагогических работников школ области с целью оказания им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам специального образования. Разработан комплекс тематических консультаций по учебным предметам и коррекционным занятиям:

-Коррекция нарушений устной речи: «Артикуляционная моторика и её формирование у детей с ТНР», «Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР», «Развитие просодической стороны речи у учащихся с дизартрией»;

-Коррекция нарушений письменной речи: «Формирование письменной речи у учащегося с ТНР»;

-Социально-бытовая ориентировка: «Формирование социально-бытовой компетентности младших школьников»;

-Математика: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»,

-Русский язык: «Лексическая работа на уроках русского языка и литературы как средство коммуникативного развития учащихся с ТНР», «Формирование орфографических умений у учащихся»;

-Человек и мир: «Компетентностный подход на уроках учебного предмета «Человек и мир» в специальной школе-интернате»;

-Физическая культура и здоровье: «Воспитательное значение игры», «Преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы» и др.

Сами педагоги школы регулярно повышают свою квалификацию и мастерство. В этом немалую роль играет тесное сотрудничество коллектива школы и кафедры логопедии Белорусского государственного педагогического университета, а также кафедры дефектологии Академии последипломного образования. Свои наработки педагоги школы представляли для обсуждения на республиканском конкурсе «Современные технологии в специальном образовании», III съезде учителей и работников образования государств-участников СНГ, других научно-методических мероприятиях.

Особую роль для виртуального консультирования и информирования педагогов и родителей играет веб-сайт школы (http://vileyka-internat.ihb.by), на котором представлена информация о ресурсном центре, тематике проводимых консультаций, материалы семинаров, круглых столов; размещены наработки учителей-дефектологов, а также учителей-предметников (русского и белорусского языков, физкультуры и др.), в том числе – статьи педагогов школы в журналах «Специальное образование», «Образование Минщины». Для родителей размещены рекомендации психолога и логопеда («Как избежать рецидивов заикания у детей?», «Гиперактивный ребенок, кто он?» и др.). Перспективным представляется расширение консультаций по конкретным запросам родителей и специалистов, работающих с детьми с ТНР.

Таким образом, апробация модели ресурсного центра в учреждении специального образования позволяет говорить о значимости данного структурного подразделения специальной школы, позволяющего концентрировать человеческие (квалифицированных специалистов, компетентных в решении задач обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе учащихся с ТНР) и материальные (средства обучения и оборудование, информационно-коммуникационные технологии, учебная и методическая литература и др.) ресурсы. Ресурсный центр – это удобный, надежный, простой доступ к информации для всех участников образовательного процесса.


Наши Новости
08.11.2019:
5 ноября 2019 года  в учреждении образования состоялся проблемный семинар «Коммуникативная компетентность: сущность, содержание, компоненты» под руководством...
подробнее
08.11.2019: В рамках второго этапа благотворительного проекта «Крылья счастья» 29 октября на базе Вилейской  школы-интерната  компания «СК хайникс мемори солюшнс Восточная... подробнее
29.10.2019: 25 октября 2019 года 46 учащихся Вилейской школы-интерната при поддержке благотворительного фонда помощи детям «Белый аист»  стали зрителями и болельщиками... подробнее
17.10.2019:
15 октября 2019 года сотрудники Минского филиала РУП «Белпочта» провели почтовый урок для учащихся Вилейской специальной общеобразовательной школы-интерната....
подробнее
15.10.2019:    В гости к ребятам Вилейской школы-интерната «снова прилетел» «Белый Аист».  
   В рамках Школы Активного Гражданина и при поддержке благотворительного... подробнее