Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Из опыта работы Перхурович Н.А., учителя биологии и химии


Перхурович Наталья Адамовна,
учитель биологии и химии


09.01.2019


15.02.2017

Приёмы и методы активизации познавательной деятельности на уроках химии и биологии

Активизация познавательной деятельности учащихся c ТНР и ТО – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Развитие познавательного интереса – важнейший мотив учения. Ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и направлять его деятельность.

Что в обучении может вызвать интерес у учащихся с ОПФР? Познавательные и эмоциональные факты, наличие новизны.

В обучении активную роль играет создание на уроке проблемных ситуаций, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий. При этом ученикам необходимо решить трудные для себя задачи, которые приводят их к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Задача проблемной ситуации – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Проблемное обучение содержит разные познавательные задания: вызов интереса на этапе восприятия знаний, приём новизны, приём значимости изучаемого материала, постановка проблемного вопроса на этапе осмысления и изучения нового материала.

 

Так, например, ученикам был предложен проект «Вода-источник жизни».

Перед ними была создана проблемная ситуация: «Чем же так необыкновенна обыкновенная вода?»

Учащиеся сами собирали необходимый материал, записывали его, готовили презентации, проводили эксперименты и делали выводы о проделанной работе. Такой проект развивает навыки самостоятельной работы, обеспечивает повышение познавательной мотивации, формирует умения применять знания в новых ситуациях, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей.

 

На уроках химии я использую различные задания, в которых учащиеся осознают цель, но не знают способов ее достижения. Они оказываются в положении исследователя, вырабатывают мышление, свободное от шаблона, выдвигают новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходят к познанию действительности. Так, например, при изучении темы «Вода» в 9 классе ставлю перед учащимися проблему, в ходе которой вводятся понятия «мягкая вода» и «жёсткая вода». Говорю детям о том, что каждый день мы пьём чай и не задумываемся о свойствах воды. Но при частом кипячении воды через некоторое время в чайнике образуется плотный налёт, который можно откалывать кусочками. Почему он образуется? Какое свойство воды обеспечивает образование такого налёта?

Обучение на моих уроках личностно ориентированное, развивающее, учитывающее способности и особенности каждого ребёнка. Этому, как показывает опыт работы, способствует проблемное обучение.

Одним из методов активизации познавательной деятельности является заполнение опорных конспектов и схем. Такой вид деятельности учит выделять главное, основное, приучает отыскивать и устанавливать логические связи, развивает умение самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем на уроках в старших классах позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.

Практика показывает, что развитию творческих способностей учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, логического мышления и интереса к предмету химии и биологии способствует выполнение ими самостоятельных работ. Эти работы, учащиеся оформляют в виде презентаций и проектов, с последующим их представлением.

Следует отметить, что метод проблемного обучения и заполнения опорных схем и конспектов связан с самостоятельной работой учащихся на уроке. Основой самостоятельной работы учащихся на уроке является умение работать с учебником. А умение работать с книгой, как известно, зависит от скорости чтения. Многолетний опыт работы в школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи показывает, что очень часто ученики неправильно читают слова, искажают их, ставят неверно ударение, не учитывают знаки препинания. Это приводит к искажению смысла прочитанного. Тексты первых параграфов читаем в классе вместе с учениками, обращая внимание на новые, незнакомые слова и понятия. Учу детей объяснять эти понятия своими словами для осознания смысла определения. Разные учащиеся тратят на чтение определённого материала разное время. Это приводит к трудностям при организации работы на уроке. Поэтому использую различные задания для работы учеников с текстом учебника, например: найти физические свойства вещества, найти ответ на вопрос, составить схему, заполнить таблицу, сделать записи к рисунку.

Одним из активных методов обучения химии является эксперимент. Он не только необходим, как условие достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание химических процессов, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.

 

Химический эксперимент и лабораторный опыт – один из важнейших словесно-наглядных и словесно- наглядно- практических методов обучения. Он знакомит учащихся не только с самими явлениями, но и методами химической науки; помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приёмы работы, сформировать практические навыки и умения учащихся.


Формирование экспериментальных умений и навыков начинается в ходе проведения демонстраций и продолжается при выполнении лабораторных опытов и практических работ, а также при решении экспериментальных задач.

 

Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным образовательный процесс, на уроках активно использую информационные технологии.

Сегодня внедрение компьютерных технологий и интерактивной доски в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютера в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. В кабинете химии и биологии имеется интерактивная доска, которая позволяет мне не только разнообразить традиционные формы обучения и усвоения учебного материала учащимися с ТНР и ТО но и:

-представлять на уроках максимальную наглядность;

-излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учащихся;

-привлекать пассивных учеников;

-обеспечивать моментальную обратную связь;

-организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом;

-упростить контролирование учебной деятельности учеников;

-объективно оценивать действия учащихся;

-обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности.

Выполнение учащимися заданий с использование ИКТ помогает: -развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;

-осваивать навыки работы, поиска информации и её грамотного использования;

-самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;

-приобретать навыки работы с компьютером.

Применение компьютера и интерактивной доски стало просто необходимым. Оно делает учебный процесс более эффективным, экономит время, повышает интерес учащихся к изучению предмета. Поэтому я часто использую в своей работе интерактивную доску и презентации.

Необычность подачи материала, красочность и краткость записей позволяют учащимся лучше воспринимать новый материал. Работает одновременно и зрительная, и слуховая память. Удобно пользоваться интерактивными заданиями и презентациями при организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Задания демонстрируются на экране, а через какой-то промежуток времени на экране появится ответ на вопрос. Применяются презентации и при организации устной работы на уроке.

Используются задания для интерактивной доски и при повторении учебного материала (при помощи красочных слайдов за короткое время можно повторить большое количество материала). Использование компьютера и интерактивной доски – это и показ видео-уроков, демонстрация видеороликов, flash-анимаций.

 

Эффективно использовать интерактивную доску на разных этапах обучения химии и биологии, например, при составлении химических формул веществ, уравнений химических реакций, строения животных и растений. Благодаря такой функции, вызвав ученика к доске, я могу проследить за ходом его мысли, выявить моменты, вызывающие затруднения. Ученики анализируют ответы друг друга, вносят поправки. При контроле интерактивная доска помогает мне проверять выполненные задания. Используя готовые изображения, я могу составить множество заданий, в которых требуется сделать необходимые подписи или внести изменения.

Таким образом, активизации познавательной деятельности учащихся с ТНР и ТО позволяет:

-вовлечь в процесс изучения и закрепления нового материала, всех учащихся класса;

-оптимально использовать время и разнообразить формы и методы работы на уроке через подготовленные заранее опорные схемы;

-повышать учебную мотивацию учащихся с разным уровнем имеющихся знаний, умений и навыков;

-оптимизировать процесс восприятия учебного материала всеми учащимися класса независимо от их способностей.

Применение на уроках химии и биологии методов активизации познавательной деятельности способствует более глубокому усвоению учебных предметов, развивает познавательный интерес учащихся, их активность и самостоятельность в процессе обучения, приобщает детей к поисковой и творческой деятельности.


Наши Новости
13.09.2019: 9 сентября 2019 года в Вилейской школе-интернате прошли мероприятия в рамках республиканских акций “Единый день безопасности” и “Внимание – дети!”.  Для... подробнее
03.09.2019: 1 сентября 2019 
В 2019/2020 учебном году в государственном учреждении образования «Вилейская специальная общеобразовательная школа-интернат» за парты...
подробнее
02.09.2019: подробнее
28.08.2019: Сбор учащихся 1-х классов государственного учреждения образования «Вилейская специальная образовательная школа-интернат» состоится 31.08.2019 г. подробнее
28.08.2019:

«Внимание - дети!»

  

В целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма,  сокращения несчастных случаев на дорогах с детьми и в связи...

подробнее