Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Из опыта работы Полянской Н.А., учителя-дефектолога


 
Полянская Надежда Анатольевна,
учитель-логопед,
I квалификационная категория

17.11.2017

Организация коррекционной работы по преодолению дисграфии у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении с использованием ИКТ

В последние годы появилось достаточно большое количество учащихся, которые с трудом осваивают русский язык как учебный предмет. Письменная речь представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций, а также тесно связана с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом.

Наряду с выявлением специфических механизмов нарушений письменной речи в последнее время все больше внимания уделяется общефункциональным механизмам речевой деятельности, которые играют важную роль и при овладении письменной речью. В качестве таких общефункциональных механизмов рассматриваются мыслительные операции (восприятие, память, внимание), способности к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Л.С. Цветкова и др.)

Проблема коррекции нарушений письменной речи все еще остается актуальной. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии и с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ТНР предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, формируя мотивацию и создавая психологический комфорт, а также предоставляя учащемуся свободу выбора форм и средств деятельности. В связи с этим, одной из актуальных задач логопедии является поиск оптимальных путей коррекции дисграфии, что и определило мою тему по самообразованию «Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста через использование информационно-коммуникационных технологий», над которой я работаю последние 2 года.

Цель работы - повышение качества и эффективности коррекционного процесса через внедрение информационных технологий.

Задачи:

-создать медиатеку для работы с детьми с ТНР;

-включать в коррекционные занятия с детьми с ТНР мультимедийные презентации, компьютерные программы, электронные средства обучения;

-корректировать дефекты устной и письменной речи путем обучения детей на компьютере;

-повышать мотивацию и развивать познавательный интерес на учебном занятии.

Свою педагогическую деятельность я осуществляю индивидуально или с подгруппами детей одного возраста, у которых наблюдаются одинаковые виды дисграфии, по следующим направлений работы:

-коррекция фонетико-фонематических нарушений;

-развитие языкового анализа и синтеза;

-коррекция лексико-грамматической стороны речи;

-совершенствование зрительного восприятия, памяти, пространственно-временных представлений.

В каждом из вышеперечисленных направлениях я активно использую определенные задания и упражнения электронных средств обучения.

В целях восполнения пробелов в развитии звуковой стороны речи, развития фонематических процессов, формирования навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учащихся я применяю обучающие игры «Гарфилд», «Баба Яга учит читать», «Уроки тетушки совы», с помощью которых дети знакомятся с основной словообразующей единицей — слогом, со слоговой структурой слова. Они так же овладевают звуковым анализом слов, т.е. последовательным вычленением всех звуков в слове, что в дальнейшем предупреждает пропуск букв при письме.

Развивающую программу «Домашний логопед» использую для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

Логопедическая игра «Игры для Тигры» позволяет работать над звукопроизношением, просодическими компонентами речи, фонематическим восприятием, лексико-грамматическим строем речи.

Компьютерный тренажер «Дэльфа-142.1» направлен на преодоление недостатков в формировании звуковой стороны речи, коррекцию лексико-грамматической сторон речи, а также предупреждение или коррекцию нарушений чтения и письма (Приложение).

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в моей работе является использование мультимедийных презентаций, которые являются результативным способом предоставления ребенку знаний о предметах, которые его окружают, что значительно улучшает восприятие информации, т.к. значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Использование мультимедийных возможностей дает мне возможность активизировать процесс развития речевой деятельности детей за счет усиления наглядности, сочетание логического и образного способов усвоения информации. Активно использую презентации как на любом этапе индивидуального и группового занятия, так и в консультативно-профилактической и методической деятельности. В логопедические занятия по исправлению дисграфии также включаю возможности текстового редактора «Word».

Поскольку у детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письменной речи, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, занятия на компьютере частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте - поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой анализатор, речедвигательный анализатор, зрительный анализатор. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.

Память компьютера позволяет весь раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополняю их и извлекаю, когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично.

Практика проведения уроков с использованием ИКТ показала, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные. Учащиеся на таких уроках более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течении которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы.

Приложение. Дифференциация звуков [С-Ш] (*.docx)

Презентация. Дифференциация звуков [С-Ш] (*.pptx)


14.09.2015

Взаимодействие школьных специалистов в коррекции речевых нарушений учащихся

Дети с тяжелыми нарушениями речи составляют основную группу детей с ОПФР. Чтобы помочь им в обучении, общении, в личностном развитии, формировании адекватной самооценки, подготовке к самостоятельной жизни, в нашем учреждении образования налажено взаимодействие школьных специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя физической культуры и здоровья, музыкального руководителя и других.

Работа строится вначале на диагностической основе. Специалисты обмениваются результатами диагностики с целью изучения ребёнка, чтобы при планировании коррекционно-педагогической помощи учесть все проблемы каждого ученика. На мой взгляд, ни одна проблема, ни одна задача не может быть решена успешно, если специалисты школы работают по принципу «рак, щука и лебедь», т.е. каждый великолепно работает в своей сфере и не слышит, и не знает, чему учит детей его коллега.

Основными формами работы являются постоянные встречи, заседания, координационные совещания, где каждый педагог высказывает свое мнение о здоровье, социальном статусе, познавательной и учебной деятельности, речевом развитии, об особенностях личностного и межличностного взаимодействия, мотивации каждого ребенка. На этих встречах обсуждается динамика развития каждого ученика, координируется деятельность специалистов.

Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса, где координирующая роль принадлежит учителю-дефектологу. Например, осуществляя комплексный подход к формированию речи детей с различными диагнозами, основной своей задачей я считаю не только коррекцию недостатков звукопроизношения, развитие звуко-слоговой структуры слова, просодических компонентов речи, развитие лексики, грамматического строя и связной речи, но и развитие познавательной деятельности, мелкой моторики, повышение речевой активности, самооценки учащихся.

Среди методов, используемых мной на занятиях, наибольший интерес у детей вызывает пескотерапия. Пескотерапия – это игра с песком как способ развития ребенка, которую также успешно реализуют воспитатели первой ступени обучения.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается максимальная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление), а главное – речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Наибольший интерес у детей вызывают следующие упражнения: «Что же спрятано в песке?», «Необыкновенные следы», «Выложи букву», «Какой лишний звук?», «Найди в песке буквы и сложи слоги», «Деление слов на слоги» и т.д.

Чтобы моя работа стала наиболее эффективной, необходима тесная связь с учителем начальных классов, так как мы оба стремимся к общей цели – дать качественное образование учащимся. Для этого учителю необходимо, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Моя задача как специалиста – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь детей до такого уровня, на котором они смогли бы успешно обучаться в школе.

При планировании коррекционной работы я обязательно учитываю программные требования по русскому языку, чтению, последовательность изучения тех или иных тем. Стремлюсь к тому, чтобы моя работа имела преемственные связи с программой в данном классе. На логопедических занятиях школьники приобретают речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно, поправляет его.

В коррекционной работе с детьми положительную роль играют посещения ими музыкальных занятий. Они развивают у учащихся не только мелкую моторику, артикуляцию, чувство ритма, но и речевое дыхание, фонематический слух, мимику, голос, грамматический строй речи, коммуникативные навыки, обогащают словарь.

Мною подбирается речевой материал на автоматизируемые звуки, а музыкальный руководитель подбирает к ним музыку. На коррекционных занятиях после артикуляционной гимнастики дети пропевают чистоговорки и короткие стишки, слова которых имеют нужный звук, тем самым закрепляя еще раз поставленный звук. Использую для этого картинки с изображением музыкальных инструментов или сами инструменты (как настоящие, так и муляжи). Дети пропевают слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных, прямые, обратные) на простую мелодию, изображая игру на этих инструментах. Если на занятии используются настоящие инструменты, поем и играем. Во время такой разминки дети поют тихо и громко, медленно и быстро, плавно и отрывисто, хором и индивидуально, «оркестром» (поют все, но каждый пропевает свой слог). Задания зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Инструменты и речевой материал меняются по мере овладения детьми правильным звукопроизношением.

О значении пальчиковой гимнастики с одновременным пропеванием речевого материала известно давно. Возникла идея включить детей в это полезное занятие. Мной был подобран речевой материал, а музыкальный руководитель подобрала к ним музыку. Каждый месяц разучивается новая музыкальная пальчиковая гимнастика. Проводится она каждое занятие.

Важным моментом в совместной коррекционной работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации. С этой целью используются скороговорки, попевки, распевки на определенные звуки. Моей задачей является подбор речевого материала с учетом речевых возможностей каждого ребенка и этапами логопедической работы.

Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению ОНР у детей с ранним органическим поражением ЦНС. Именно поэтому в своей работе я тесно сотрудничаю с руководителем физической культуры и здоровья, подбираю речевое сопровождение, лексические темы, даю рекомендации по использованию различных видов упражнений (кинезиологические комплексы, глазодвигательные и пространственные упражнения). Совместно были подобраны и разработаны двигательно-речевые игры, которые направлены на закрепление основных видов движений.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Отклонения в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект, изменяются черты характера: появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Вследствие этого возникает острая необходимость в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Подобранные мной лексические темы для коррекционных занятий в дальнейшем передаются педагогу-психологу. Таким образом, ребенок или группа детей прорабатывают тему еще раз и закрепляют пройденный материал. Например, мною проводилось коррекционное занятие по теме «Составление рассказа цепной организации». Рассказ учащиеся составляли про мальчика, который пошел на рыбалку. Далее следовало занятие педагога-психолога, где этот же рассказ они рисовали, используя пальчиковые краски. Но, рисуя, можно и говорить. С этой целью я предоставила педагогу-психологу данные, на какой стадии речевого развития находится каждый ребенок, на какие звуки следует обратить внимание, подготовила речевой материал.

Из всего сказанного следует, что взаимодействие школьных специалистов, объединенных общими целями, построенное на основе комплексной диагностики, организации коррекционно-образовательной среды благотворно влияет на речевое развитие ребенка.


Наши Новости
08.11.2019:
5 ноября 2019 года  в учреждении образования состоялся проблемный семинар «Коммуникативная компетентность: сущность, содержание, компоненты» под руководством...
подробнее
08.11.2019: В рамках второго этапа благотворительного проекта «Крылья счастья» 29 октября на базе Вилейской  школы-интерната  компания «СК хайникс мемори солюшнс Восточная... подробнее
29.10.2019: 25 октября 2019 года 46 учащихся Вилейской школы-интерната при поддержке благотворительного фонда помощи детям «Белый аист»  стали зрителями и болельщиками... подробнее
17.10.2019:
15 октября 2019 года сотрудники Минского филиала РУП «Белпочта» провели почтовый урок для учащихся Вилейской специальной общеобразовательной школы-интерната....
подробнее
15.10.2019:    В гости к ребятам Вилейской школы-интерната «снова прилетел» «Белый Аист».  
   В рамках Школы Активного Гражданина и при поддержке благотворительного... подробнее