Термин
«арт-терапия» уже давно вышел из психологических кабинетов и стал довольно
распространенным среди людей, не имеющих психологического образования.
«Арт-терапия»
- дословно терапия искусством, использование различных направлений искусства в
лечебных целях.
Более
широко – использование искусства для диагностики, профилактики и терапии
различных эмоциональных, поведенческих, а иногда и физических проблем.
На
коррекционно-развивающих занятиях в Вилейской школе-интернате разработана
«шпаргалка» по арт-терапии, которая помогла систематизировать и логически
выстроить путь к достижению конечной цели. Педагогом-психологом школы,
Романюком Ю.Н., используется арт-терапия через рисунок и музыку.
Творчество
помогает решать различный проблемы. Ребёнку бывает трудно подобрать слова,
описать свои чувства, свои переживания и страхи. И тогда на помощь приходят
методы арт-терапии, где работы выступают символами для выражения внутренних
чувств детей и помогают увидеть связь между их внутренней и внешней
реальностями.
Арт-терапия
хороша тем, тут не важно быть художником, скульптором или мастером коллажа.
Здесь важны лишь только искренность и желание вылить во вне все то, что живет
внутри. В арт-терапии можно творить, открывать в себе новое, поднимать все
новые и новые пласты изнутри на поверхность, осознавать и принимать. Когда
ребёнок лепит, рисует, торит он достигает определенного равновесия внутри себя.
Сознание,
в момент творчества, оказывает влияние на состояние тела и наоборот, и это
способствует «раскладыванию мыслей и чувств по полочкам», улучшению
эмоционального состояния, избавлению от психосоматики (недугов, в основе
которых лежат эмоциональные или психологические причины). Процесс творчества
здесь выступает как инструмент самоисцеления и помогает в достижении гармонии и
баланса.
При
проведении занятий соблюдаются следующие правила:
• Педагог-психолог не использует
принуждение, команды, указания, требования.
• Ребенок имеет право работать в
собственном темпе.
• Ребенок имеет право отказаться выполнять
некоторые задания, может открыто вербализовать свои чувства, что-то коллективно
обсудить.
• Ребенок имеет право просто наблюдать за
деятельностью остальных участников или заниматься чем-то по желанию, если это
не противоречит социальным и групповым нормам.
Темы
занятий первого этапа:
1. Мое имя.
2. Метафорический портрет: я в образе
растения.
3. Метафорический портрет: я в образе
животного.
4. Метафорический портрет: я в образе
предмета.
5. Автопортрет.
6. Что я люблю.
7. Мое настроение.
8. Я в будущем.
9. Рисунок вдвоем.
10. Поздравительная открытка.
Темы занятий
второго этапа:
1. Подарок: рисование двумя красками на
мокром листе.
2. Странное животное: рисование втроем.
3. Каракули.
4. Интервью-презентация.
5. Повторялки.
6. Кооперативное рисование.
7. Рисунок вдвоем.
8. Рисунок по кругу на свободную тему.
9. Совместное тематическое рисование.
10. Совместное свободное рисование.