Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Ресурсный центр в специальной школе


Баль Н.Н., кандидат педагогических наук, доцент

Деруго М.А., заместитель директора по учебной работе ГУО «Вилейская специальная бщеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Специальное образование в Республике Беларусь, как и в других странах постсоветского пространства, пережинает период кардинальных изменений. Одним из направлений государственной политики в сфере образования, согласно новому законодательному документу, вступившему в силу с 1 сентября 2011 г., — Кодексу Республики Беларусь об образовании (далее — Кодексу), является обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями. В утвержденной 7 марта 2012 г. Государственной программе развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 гг. (далее — Государственной программе) для достижения цели совершенствования системы специального образования, повышения качества образования для лиц с ОПФР обозначены задачи развития инклюзивных процессов в образовании, оптимизации и реорганизации сети учреждений специального образования.

Дети с нарушениями речи — самая многочисленная категория среди детей с ОПФР: по данным Министерства образования Республики Беларусь они составляют более 80 % от общего количества детей с ОПФР. В системе образования сложилась определенная традиция оказания специализированной помощи детям с нарушениями речи. Дети с относительно более легкими речевыми расстройствами (фонетическими нарушениями, фонетико-фонематическим недоразвитием, нерезко выраженным общим недоразвитием речи и обусловленными ими нарушениями чтения и письма, а также нарушения темпо-ритмической стороны речи) обучаются в образовательных учреждениях общего типа по общеобразовательной программе. Коррекция речевых расстройств и сопутствующих им отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сфере у данной категории детей осуществляется, как правило, в пунктах коррекционно-педагогической помощи, которые являются структурным подразделением общеобразовательного учреждения. Другая категория детей обучается по специальной программе — для детей с тяжелыми речевыми нарушениями при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Понятие «тяжелые нарушения речи» (далее — ТНР) используется для объединения ряда нарушений речи (прежде всего, различных вариантов общего недоразвития речи), препятствующих усвоению общеобразовательной программы. Коррекционная работа с детьми с ТНР проводится с учетом характера речевого расстройства.

Дифференцированная система учреждений образования Республики Беларусь, в которых оказывается логопедическая помощь, закреплена нормативно и Кодексе об образовании. Согласно установленным Кодексом нормативам для детей с ТНР определены следующие виды учреждений образования:

Учреждения специального образования для детей с ТНР: специальное дошкольное учреждение, специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат).

Учреждения образования, которые реализуют программы специального образования для детей с ТНР: учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования, детские дома, в которых открываются специальные группы и классы для детей с ТНР, группы и классы интегрированного обучения и воспитания. Специальная группа (специальный класс) — группа (класс), в которой получают образование лица с ОПФР (в том числе — с ТНР). Наполняемость специальных групп составляет: для детей с ТНР в возрасте до трех лет — 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет — 12 воспитанников. Наполняемость специальных классов составляет для детей с ТНР — 12 учащихся. Группа интегрированного обучения и воспитания (класс интегрированного обучения и воспитания) — группа (класс), в которой получают образование лица с ОПФР и лица, не относящиеся к лицам с ОПФР. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до трех лет составляет от 8 до 10 воспитанников, из них не более трех лиц с ТНР; для детей в возрасте от трех до восьми лет составляет от 10 до 12 воспитанников, из них из них не более четырех лиц с ТНР. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них не более шести лице ТНР.

Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь значительное число детей с ТНР обучается по программам специального образования в учреждениях дошкольного образования и общего среднего образования. Это связано с реорганизацией сети учреждений специального образования: сокращением специальных школ (школ-интернатов), в том числе — для детей с ТНР, и расширением количества классов интегрированного обучения и воспитания в общеобразовательных школах. Реструктуризация сети учреждений специального образования не предполагает тотальное закрытие специальных школ, а сохранение оптимального их числа в разных регионах страны. При этом изменяется назначение специальных школ: помимо осуществления образовательного процесса в отношении конкретной категории детей с ОПФР (например, детей с ТНР) — оказание информационно-методической помощи общеобразовательным учреждениям, в которых организовано интегрированное обучение и воспитание детей определенной категории. Специальная школа для детей с ТНР, таким образом, призвана содействовать повышению квалификации педагогов, работающих в условиях образовательной интеграции с разными категориями детей с ОПФР и часто испытывающих трудности в создании специальных условий для осуществления образовательного процесса, например, с учениками с ТНР. Следует отметить, что учащиеся с ТНР не являются однородной категорией, поскольку объединяют детей с разным уровнем речевого развития и разными речевыми расстройствами — алалией, дизартрией и др. Затруднения учителей-дефектологов, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания, во многом связаны с отсутствием опыта работы по коррекции столь широкого спектра нарушений как устной, так и письменной речи.

Для решения стоящей перед специальной школой задачи оказания информационно-методической помощи Кодексом об образовании предусматривается возможность создания ресурсного центра как структурного подразделения учреждения образования. Согласно Государственной программе в стране запланирована организация 43 ресурсных центров. С 2011/12 учебного года на шести экспериментальных площадках реализуется республиканский экспериментальный проект «Апробация модели ресурсного центра в учреждениях специального образования». Одной из таких площадок является Вилейская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с ТНР.

Исходя из понимания ресурса (от франц. Геssourse — вспомогательное средство) как запаса или источника чего-либо: возможности для осуществления чего-либо; средства, позволяющего с помощью определённых преобразований получить желаемый результат, ресурсный центр может рассматриваться как структурное подразде¬ление специальной школы по концентрации ресурсов определенного вида, например:

—человеческих ресурсов (в нашем случае — квалифицированных специалистов, компетентных в решении задач обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе учащихся с ТНР).

—материальных (средства обучения и оборудование, информационно-коммуникационные технологии, учебная и методическая литература и др.) ресурсов.

В качестве основных направлений деятельности ресурсных центров в учреждениях образования рассматриваются информационная поддержка и консультативно-методическая помощь, в том числе: осуществление функций организатора и координатора деятельности по проблематике центра; сбор, накопление, анализ, оформление и распространение информации, включая печатную, аудио-, видео-, компьютерную и другие виды информации: оказание консультационных услуг; подготовка и проведение семинаров, конференций: организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Ресурсный центр в специальной школе для детей с ТНР может решать следующие задачи:

1.Накопление дидактических и методических ресурсов (создание информационных банков и каталогов, посвященных проблемам коррекции нарушений устной и письменной речи, обучения и воспитания детей с ТНР, вопросам их социализации, медиатеки и библиотеки научно-методического обеспечения специальною образования детей с ТНР, видеотеки обучающих фильмов по применению дидактических средств обучения, в том числе — информационно-коммуникационных, и т.д.).

2.Обновление и развитие инновационных педагогических практик, направленных на успешное обучение и воспитание детей с ТНР, путем обмена опитом с другими педагогами, изучения их деятельности во время проведения семинаров, круглых столов, методических объединений, консультаций (в том числе — виртуальных с использованием веб-сайта школы), информационных выставок, презентаций, мастеров-классов и других традиционных и новаторских форм методической работы, обеспечивающей повышение квалификации специалистов.

3.Консультирование родителей, направленное на повышение их осведомленности в вопросах обучения и воспитания их «особых» детей, формирование у них правильных личностных установок.

Таким образом, организация работы ресурсного центра позволит создать информационную базу по всем направлениям деятельности специальной школы, будет способствовать совершенствованию качества коррекционно-развивающей работы через повышение квалификации педагогов, работающих с детьми с ТНР в учреждениях как специального, так и общего среднего образования, и осведомленности родителей в образовательных потребностях своих детей и возможностях оказания им помощи.


Наши Новости
23.05.2019:

16.05.2019 в рамках проведения акции «Добрая энергия - детям» в Вилейской школе-интернате прошла интересная, полезная и познавательная встреча учащихся...

подробнее
23.05.2019:

Учащиеся 5 "Б" класса Вилейской школы-интерната Островский Игорь и Ильюшин Артем приняли участие в открытых областных соревнованиях по легкой атлетике,...

подробнее
23.05.2019:

Вышел четвёртый номер школьной газеты «Наша школьная страна» в 2018/2019 учебном году

подробнее
22.04.2019:

18 апреля 2019 года в Молодечно состоялись гала-концерт и итоговая выставка областного этапа XII Республиканского фестиваля художественного творчества...

подробнее
22.04.2019:

Родителям о завершении 2018/2019 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования

См. подробнее

подробнее