Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Из опыта работы Субоч Н.П., учителя начальных классов

 
Субоч Надежда Петровна,
учитель начальных классов,
учитель-дефектолог

12.01.2017

«Развитие учащихся через творческую деятельность»

В рамках темы «Развитие учащихся через творческую деятельность», я хочу поделиться опытом занятий нашего театра. Работая в классе для детей с трудностями в обучении, можно отметить, что после поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, у них беден спектр эмоций, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения, гиперутомляемость. Предпочитаемой деятельностью остается игра. Я задумалась над тем, какую совместную деятельность можно выполнять, чтобы это было одновременно игрой и в то же время носило обучающий и развивающий характер. Во 2 классе мы решили попробовать организовать бумажный пальчиковый театр.

Пальчиковый театр - отличная сюжетно-ролевая игра для младших школьников. С раннего детства все мамы, рассказывая своим детям сказки, меняют интонацию голоса, чтобы ребёнок глубже прочувствовал происходящее, сопереживал героям. Очень любят дети, когда во время рассказывания сюжет подкрепляется яркими картинками, а если герои сказки вдруг оживут, счастью малышей не будет предела. Для этой цели подойдёт пальчиковый театр, разновидность кукольного театра. Этот театр, всегда может быть под рукой, не займёт много места и вовлечёт ребёнка в сказочный мир. Помимо этого, использование пальчикового театра, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, помогает развить воображение, мышление и речь, точность и выразительность, координацию движений, стимулирует развитие внимания и памяти, повышает усидчивость и концентрацию внимания.

Использование пальчикового театра многогранно. У вас возникла конфликтная ситуация или срочно нужно уладить спор между детьми, подключите пальчиковые куклы, возьмите и сымитируйте эту ситуацию, решите ее с помощью сказочных персонажей. Уникальность пальчикового театра неоспорима. Он объединяет в себе различные виды творчества, в них ребёнок и участник, и зритель, и творец.

Дети его воспринимают как игру, играют с удовольствием, при этом организация такого театра очень бюджетна! Пальчиковый театр можно купить, а можно изготовить самим. Героев можно слепить из солёного теста и глины, а потом раскрасить, можно склеить из бумаги, связать, сплести, сшить и даже сделать из бросового материала.

Мы не ставили перед собой цель показывать спектакли для большой публики. Занятия в нашем «театре» способствуют сплочению детей в единый коллектив, мы решаем споры и проблемы на тему лидерства, дружбы, взаимопомощи. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.

Цель наших занятий: создание условий для развития учащихся через творческую деятельность, обогащение их духовного опыта.

Задачи:

–обогащать коммуникативный и эмоциональный опыт учащихся путём проигрывания ситуаций, перевоплощения в роль заданного героя, наблюдения за эталонами;

–развивать умение работать в группе на всех этапах создания спектакля (выбор сценария, распределение и разучивание ролей, изготовление декораций и героев, репетиции, демонстрация спектакля, рефлексия)

–сплотить детей в единый коллектив через общее творческое дело посредством создания классного мини-театра;

–разнообразить деятельность в часы досуга.

Из всего вариативного набора театров выбрали бумажный. Героев и декорации изготавливаем вместе с детьми. Они это делают с удовольствием, правда без особой аккуратности, поэтому что-то приходится переделывать по несколько раз, а что-то делать самой.

Начали с простой сказки «Репка». Но сценарий выбрали сложный, стихотворный с долей юмора. Прежде, чем распределять роли мы познакомились с вариантами детских книжек, в которых по-разному она иллюстрирована и с разными вариантами текста этой сказки, которые мне удалось найти. Когда взялись за разучивание слов, столкнулись с трудностями и капризами. Дети не хотели учить стихи, объём большой, юмор им не совсем понятен, но всем очень хотелось подержать бумажного героя в руках, «поиграть» с ним, и это мотивировало к разучиванию «огромных» стихов. Чтобы работа казалась интереснее, а слова легче отложились в памяти, разнообразили занятия изготовлением декораций.

     

Также мы просмотрели мультфильм «Репка» и видео кукольного спектакля «Репка», размещённые в интернете. Во время просмотра наблюдали за героями, их поведением, движениями, интонацией, обсуждали, как дети будут передавать это в нашем спектакле. Каждый следил за появлением своего героя и восклицал: «Это я!».

        

Пальчиковый театр использую в образовательном процессе. В образовательную деятельность ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить или закрепить те или иные знания, умения и навыки. А ещё, при изготовлении декораций мы закрепляем знания и умения, полученные на уроках труда и изобразительного искусства. Проигрывая сценарии, тренируем выразительность и чёткость произношения. Сказки помогают представить некоторые особенности деревенского быта, возвращают нас в те времена, когда не было такого огромного количества техники и всё делалось вручную.

В третьем классе мы решили попробовать батлейку. Вместе с детьми смастерили каркас из четырёх досок, сшили и украсили шторки. Выбрали стихотворный сценарий сказки «Лёгкий хлеб». Для начала сделали героев из бумаги и учили слова. Немного позднее у нас появилась возможность сделать кукол из поролона.

   

Дети с большим удовольствием раскрашивали своих героев гуашью, смешанной с клеем ПВА, раскрашивали иллюстрации к сказке на бумаге. Одновременно мы беседовали с ними о трудолюбии и о лени, о том, как раньше люди вручную выполняли такую тяжёлую физическую работу. С помощью этой сказки дети детально представили, как в старину люди «выращивали» хлеб. Они удачно вжились в роль и научились голосом, интонацией, движениями кукол передавать действия и характер героев. Весь процесс подготовки спектакля помог сплотить детский коллектив. Пока руки были заняты изготовлением героев или декораций, дети могли в такой неформальной обстановке обсуждать вопросы, которые их волновали.  

Реквизит нашей батлейки не занимает много места и его удобно переносить. Поэтому в последние дни мая мы прошлись по кабинетам школы и показали свой спектакль детям начальных классов.

        

В четвёртом классе мы продолжаем заниматься батлейкой. Выбрали сказку и занимаемся разучиванием сценария и изготовлением героев.

За время существования нашего театра у детей появился интерес к театральному искусству. Они замечают детали декораций, костюмов героев, интонации речи в готовых постановках. У них появилась возможность примерить на себя разные роли, отрепетировать разные эмоции. В свободное время они всё чаще совместно инсценируют сюжеты из недавно прочитанных произведений или просмотренных мультфильмов. Теперь на уроках литературного чтения дети самостоятельно подбирают и передают интонации при чтении диалогов, стихов. Им стало значительно легче общаться друг с другом, передавать свои чувства, выражать эмоции. Могу отметить, что улучшилась эмоциональная атмосфера в детском коллективе. Наши занятия учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, переживаниями.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию, фантазированию, сочинительству и художественному воображению – это путь через игру.

Кукольный театр с незапамятных времен привлекает к себе детей, необычность зрелищ захватывает их, переносит в совершенно особый, увлекательный мир. Условность, к которой дети привыкли в своих играх, помогает им не замечать далеко не совершенные жесты кукол, они очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию.Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчётливое произношение и выразительность речи.


Наши Новости
23.05.2019:

16.05.2019 в рамках проведения акции «Добрая энергия - детям» в Вилейской школе-интернате прошла интересная, полезная и познавательная встреча учащихся...

подробнее
23.05.2019:

Учащиеся 5 "Б" класса Вилейской школы-интерната Островский Игорь и Ильюшин Артем приняли участие в открытых областных соревнованиях по легкой атлетике,...

подробнее
23.05.2019:

Вышел четвёртый номер школьной газеты «Наша школьная страна» в 2018/2019 учебном году

подробнее
22.04.2019:

18 апреля 2019 года в Молодечно состоялись гала-концерт и итоговая выставка областного этапа XII Республиканского фестиваля художественного творчества...

подробнее
22.04.2019:

Родителям о завершении 2018/2019 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования

См. подробнее

подробнее