Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Из опыта работы Юренковой И.И., учителя музыки


Юренкова Ирина Ивановна,
музыкальный руководитель,
I квалификационной категории

17.02.2017

Коррекция психофизических особенностей младших школьников с ТНР и ТО на музыкальных занятиях.

Развитие творческой активности учащихся на уроках музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального образования.

«Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития» (Б.В.Асафьев).

В рамках должности музыкального руководителя часть рабочего времени отводится на проведение музыкальных занятий, которые имеют коррекционную направленность. В нашей школе музыкальные занятия проводятся в каждом классе первой ступени обучения один раз в неделю.

Проводя музыкальные занятия, решаю следующие задачи:

-содействовать развитию музыкальных и творческих способностей учащихся;

-способствовать развитию воображения, восприятия, внимания, памяти;

-формировать нравственно-эстетическую отзывчивость, эмоциональную культуру, повышать статус каждого ребёнка в классе;

-развивать артикуляционный аппарат, стимулировать речевую активность.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять музыку. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.

Творчество детей на уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно, даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

При организации музыкальной деятельности я учитываю психофизические особенности каждого ребёнка.

Главное на музыкальных занятиях – личностный подход к каждому ребёнку с учётом его особенностей и способностей. Большую роль в изучении каждого ребёнка играет взаимодействие с учителями-дефектологами, учителем ритмики, воспитателем, участие в работе консилиумов.

В проведении занятий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи и трудностями в обучении есть определённая разница. Для детей с тяжёлыми нарушениями речи я подбираю речевой материал, доступный по сложности. Речевой материал прорабатывается на протяжении нескольких занятий с постепенной подачей и многократным повторением, постепенным введением в активный словарь.

На занятиях с детьми с трудностями в обучении больше внимания уделяю развитию познавательной активности, созданию эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества.

Музыкальные занятия включают в себя следующие виды деятельности: пение, слушание музыки, создание рисунков и раскрашивание под определённую музыку, импровизацию, музыкально-ритмические движения, ритмодекламацию, музыкально-дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук, пластическое интонирование, игру на музыкальных инструментах.

Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству, способствующая творческому развитию школьников, самовыражению.

Процесс слушания музыки на музыкально-коррекционных занятиях я совмещаю с созданием рисунков под определённую музыку, что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей. Важно, чтобы ребята сопоставляли цветовую гамму и содержание рисунка с характером и тембром звучащей музыки (песни). Я создала фонотеку аудио- и видеоматериалов, которая постоянно пополняется.

На уроках и музыкальных занятиях создаю условия для активного выражения себя каждым ребенком независимо от индивидуальных его возможностей. Все дети должны испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Решить эту проблему помогает импровизация.

Импровизация – один из любимых видов деятельности школьников.

Выделяю три основных вида импровизационной деятельности: двигательная (музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование), вокальная и инструментальная (ритмическая и оркестровая).

Каждый вид импровизационной деятельности направлен на развитие определённых навыков и умений в создании собственных импровизаций. В основе двигательной импровизации лежит развитие всего комплекса музыкальных и творческих способностей, но, главным образом, эмоциональной отзывчивости на музыку, восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении, чувства ритма, музыкального мышления, координации и пространственной ориентации.

Вокальная импровизация развивает музыкальный внутренний слух, способствует развитию активного и чистого интонирования, а также целостному восприятию музыкальных произведений. Инструментальная импровизация осуществляется через игру на детских музыкальных инструментах, что способствует развитию музыкальной памяти, фантазии, творчества, изучению тембров различных музыкальных инструментов и приёмов игры на них, активизирует восприятие, формирует умение работать вместе, в команде.

   

Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании особое внимание уделяю ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.

В нашей школе, где учатся дети с тяжёлыми нарушениями речи, необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики учащихся. Поэтому активно включаю пальчиковые игры в музыкально- коррекционные занятия. Эти игры провожу с обязательным речевым и музыкальным сопровождением.




   

Мною создана картотека игр. Она постоянно пополняется. Игры расположены по разделам: игры-импровизации, игры для развития звуковысотного, динамического и тембрового слуха, игры для развития чувства ритма, игры для развития памяти и внимания, игры для развития детского творчества, игры для развития мелкой моторики рук.

Каждая игра представлена в виде карточки, на которой имеется название, цель игры, содержание.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Инструментальная музыка спокойного характера;

 

теннисные мячики (брусочки, кубики)

Играющие стоят друг напротив друга на близком расстоянии и прикасаются друг к другу ладошками. Между ладошками находятся "магниты": теннисные мячики, брусочки, кубики и т. п. Под плавную, спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно перемещаются медленными шагами в пространстве (делают различные музыкально-танцевальные движения в соответствии с характером музыки)

Важно не уронить "магниты" и чувствовать их "притяжение", то есть приспосабливаться к движениям друг друга.


НАЗВАНИЕ ИГРЫ: Светофор

ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Музыкальные инструменты:

бубны,

ксилофоны, маракасы.

 

Музыка различного характера.

Учитель раздаёт музыкальные инструменты детям. Под музыку дети хлопают в ладоши.

Учитель показывает шарик (карточку) определённого цвета:

если зелёный – играют дети с бубнами,

если жёлтый – играют дети с ксилофонами,

если красный – играют дети с маракасами.

Каждому ученику необходимо внимательно слушать музыку и подстраиваться под её ритм.

Немаловажную роль играет взаимодействие со специалистами школы.

Совместно со всеми специалистами определяем направления коррекционной работы для каждого ребенка. Содержание музыкально-коррекционных занятий согласовывается с коррекционной работой, проводимой учителем-дефектологом, логопедом, педагогом-психологом во время индивидуальных и групповых занятий. Консультирую учителя физической культуры и здоровья об использовании музыкальных подвижных игр на занятиях. Помогаю подбирать музыкальный материал.

Общение детей с музыкой происходит не только на уроках музыки, музыкально-коррекционных занятиях, оно продолжается во внеклассной работе. Совместно с детьми и воспитателями идёт регулярный репетиционный процесс, подготовка к выступлениям, разработка сценариев и подбор музыкального репертуара к различным мероприятиям. Всё это имеет социальную значимость для наших учащихся. Так как помимо формирования художественно – эстетического вкуса и творческих способностей, происходит воспитание положительных качеств личности ребёнка: чувства коллективизма, взаимопомощи, умения показать себя, ответственности за общее дело, прививается культура поведения на сцене. Эти качества, бесспорно, пригодятся нашим воспитанникам в дальнейшей жизни.

Результатом творческой работы учителя и учащихся служит участие в различных мероприятиях, концертах. Каждое выступление тщательно готовится. Концерт – это не только радость и праздник, но и трудная, напряженная работа.

 

Таким образом, целенаправленное, систематическое проведение музыкально-коррекционных занятий в условиях специального учреждения образования позволяет развивать музыкальные и творческие способности учащихся, способствует коррекции нарушений развития ребёнка средствами музыки, активизирует развитие речи, повышает эффективность коррекционно-педагогической работы.


Музыкальное воспитание в специальной школе-интернате является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи.

Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с тяжёлыми нарушениями речи и трудностями в обучении.

В рамках должности музыкального руководителя часть рабочего времени отводится на проведение музыкально-коррекционных занятий. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие. В нашей школе музыкально-коррекционные занятия проводятся в каждом классе первой ступени обучения один раз в неделю.

Основная цель такого занятия – это коррекция сенсомоторных, эмоционально-волевых, речевых, коммуникативных умений у детей через музыку, слово, движение.

Проводя музыкальные занятия, ставлю перед собой следующие задачи:

- содействовать развитию музыкальных и творческих способностей у учащихся;

- способствовать развитию и коррекции психических процессов –воображения, восприятия, внимания, памяти;

- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость, эмоциональную культуру, благоприятный социальный статус каждого ребёнка в классе.

Музыкально-коррекционные занятия включают в себя следующие виды деятельности:

пение, слушание музыки, музыкально-двигательные упражнения, музыкально-дидактические игры, ритмодекламация, создание рисунков под определённую музыку, пальчиковые речевые игры, импровизация, игра на музыкальных инструментах.

На музыкальных занятиях активно использую музыкально-дидактические игры как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как средство музыкального развития учащихся (развитие слухового внимания, мышления, памяти, динамического и звуковысотного слуха, чувства ритма, активизация творческих способностей, стимулирование воображения); и как самостоятельную игровую деятельность.

Создана картотека игр, которые расположены по разделам – игры-импровизации, игры для развития звуковысотного, динамического и тембрового слуха, игры для развития чувства ритма, игры для развития памяти и внимания, игры для развития детского творчества.

В нашей школе, где учатся дети с тяжёлыми нарушениями речи, необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики учащихся. Поэтому активно включаю пальчиковые игры в музыкально- коррекционные занятия. Эти игры провожу с обязательным речевым и музыкальным сопровождением. Они также включены в мою картотеку игр.

Составной частью занятия является пение, которое развивает голосовой аппарат ребенка, стимулирует речевую активность, способствует выработке длительного выдоха. В процессе певческой деятельности у детей развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки. Исполнение песни позволяет детям выразить свои чувства, получить психологическую разгрузку.

Процесс слушания музыки на музыкально-коррекционных занятиях я совмещаю с созданием рисунков под определённую музыку, что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей. Важно, чтобы ребята сопоставляли цветовую гамму и содержание рисунка с характером и тембром звучащей музыки (песни). Создана фонотека с аудио- и видеоматериалами, которая постоянно пополняется.

Музыкально-двигательные упражнения развивают внимание и память, ориентировку в пространстве, координацию движений. В музыкально-двигательных упражнениях учащиеся импровизируют - одновременно исполняют и творят, так как они придумывают движения, исходя из характера, темпа, ритма предлагаемой им музыки.

Такой вид деятельности, как импровизация, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, так как импровизация – это музыкальное творчество. Музыкальная импровизация на музыкально-коррекционных занятиях выражается в разных видах: вокальном, инструментальном и двигательно-ритмическом.

Также активно использую игру на музыкальных инструментах, в том числе и на синтезаторе. Воспроизведение несложных ритмических рисунков на простейших музыкальных инструментах или сочинение своих собственных не только способствует развитию ритмического чувства, творческого мышления, но и активирует психические процессы.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Содержание музыкально-коррекционных занятиях согласовывается с материалом, который изучают дети с учителем-дефектологом, логопедом, психологом во время индивидуальных и групповых занятий. Совместно со всеми специалистами определяем направления для каждого ребенка.

В соответствии с планом коррекционной работы учителя-дефектолога я планирую свою работу, где учитываю индивидуальные потребности каждого ребёнка.

Связь между музыкой и речью основана на ритме, мелодии, динамике, акцентах. На музыкально-коррекционных занятиях я закрепляю речевой материал, пройденный на логопедических занятиях. Обязательно использую его в сочетании с музыкальным сопровождением. Также я работаю над развитием эмоциональной отзывчивости на музыку, что является платформой для дальнейшей работы на занятиях у психолога.

Консультирую учителя физической культуры и здоровья об использовании музыкальных подвижных игр на занятиях. Помогаю подбирать музыкальный материал.

Таким образом, целенаправленное, систематическое проведение музыкально-коррекционных занятий в условиях специального учреждения образования позволяет развивать музыкальные способности учащихся, способствует коррекции нарушений развития ребёнка средствами музыки, активизировать развитие речи, повышает эффективность коррекционно-педагогической работы.


Наши Новости
22.04.2019:

18 апреля 2019 года в Молодечно состоялись гала-концерт и итоговая выставка областного этапа XII Республиканского фестиваля художественного творчества...

подробнее
22.04.2019:

Родителям о завершении 2018/2019 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования

См. подробнее

подробнее
16.04.2019:

В научно-педагогическом журнале «Народная асвета» №3/2019 опубликованы материалы из опыта работы учителей Вилейской школы-интерната.

  

...

подробнее
04.04.2019:

Учащиеся Вилейской школы-интерната приняли участие в республиканском конкурсе детских творческих работ «Послание ветерану», посвященном 75-летию освобождения...

подробнее
04.04.2019:

30.03.2019г. в учреждении образования при поддержке благотворительного фонда помощи детям «Белый аист» прошёл очередной День профессий.

В гостях у воспитанников...

подробнее