Русская версия   English version   Deutsche version   La versione italiana   Карта сайта

Из опыта работы Жук А.В., воспитателя

   

25.10.2018


26.01.2018

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

В школе ребёнок попадает в новый мир, в котором он приобретает необходимые знания и навыки поведения, необходимые для успешной адаптации в коллективе.

В специальной школе формирование основ правовой культуры носит ярко выраженную практическую направленность, которая на адаптации младших школьников. Приобретая новую социальную роль «ученик школы», ребенок расширяет свой круг общения с другими людьми. Выполнение такой социальной роли требует от учащегося овладением необходимых правил и норм. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации. Для наиболее полной адаптации и реализации себя в самостоятельной жизни, детям необходимо научиться делать правильный выбор в разных ситуациях, принимать конструктивные решения, избегать конфликтных ситуаций с педагогами и родителями, находить взаимопонимание с одноклассниками.

Изучение в специальной школе-интернате вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а также воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина. Проявление противоправных действий непосредственно связано с безразличным и неуважительным отношением отдельных людей к оценке своих действий, поступков в обществе, что ведет к появлению отрицательных свойств личности. Поэтому необходимо изучать права человека с самого раннего школьного возраста.

По сравнению с обучающимися школ общего среднего образования воспитанники специальных школ-интернатов отличаются особенностями развития: им свойственна чрезмерная потребность в защите от внешних воздействий, эмоциональная незрелость, тревожность, невротизация личности, недостаточная произвольность поведения, слабость учебной мотивации, преобладание игровой деятельности. Дети отличаются обидчивостью, конфликтностью, неуверенностью в себе, затруднениями в общении.

Все вышесказанное определяют специфику организации процесса формирования правовой культуры. Данная специфика состоит в активном использовании игровых, творческих, эмоционально насыщенных занятий, расширении социальных контактов воспитанников, создании комфортной, правовой среды, обеспечивающей им состояние защищенности.

Занятия по правовому воспитанию в начальных классах направлены на ознакомление, изучение ребенком естественных прав и свобод, которыми дети пользуются часто, не осознавая их. Этот период формирования правовой культуры носит подготовительный характер.

При формировании правовой культуры я не только обогащаю детей правовыми знаниями, но и вырабатываю у них активную позицию в сфере прав на основе полученных умений, навыков и приобретенных привычек повседневного правого поведения, реализуемых в различных видах деятельности. Эти знания со временем должны приобрести смысл для каждого ребенка, стать значимыми для личности.

Для того, чтобы изучить правовую грамотность, первоначальные представления детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения, было проведено анкетирование, путем устного опроса, а также беседы и наблюдение.

В работе по формированию основ правовой культуры выделяю 4 направления. Каждое направление рассчитано на 1 год обучения:

1.«Я в мире общения»

2.«Я и окружающий мир»

3.«Я в мире людей»

4.«Я и мои права»

Приступая к работе необходимо адаптировать, определить объём и произвести отбор материала, который будет подаваться детям по данному направлению.

С этой точки зрения отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе близкого материала, который органично может войти в социальный опыт ребенка. Это права, с сутью которых дети постоянно встречаются в жизни, которые наиболее часто нарушаются, знание которых может способствовать развитию интереса к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений.

Не нужно стремиться, чтобы каждый ребёнок сразу усвоил содержание Конвенции. Главное, чтобы дети осознали сам факт её существования и то, что есть документы, направленные на защиту их прав.

Содержание курса реализую на тематических информационных часах или на классных часах, которые планирую из расчета один раз в месяц.

На первом и втором этапе учащиеся знакомились со своими правами и обязанностями, а на третьем и четвертом усваивали такие понятия как право, обязанность, гражданин, гражданство, более подробно знакомились с Конвенцией о правах ребенка, с Законом Республики Беларусь о правах ребенка, органами государственной власти.

Содержание курса занятий реализовывалось через следующие формы и методы работы:

-специально организованные беседы о правах.

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности;

-ролевые и дидактические игры.

Сюжетно-ролевая игра осуществляет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных качеств личности. Разыгрывание какой-нибудь реальной ситуации, наблюдение за игрой и обсуждение её хода служат сильнейшим средством мотивации учеников и одновременно вводят их в её проблематику. Особое место в процессе правового воспитания младших школьников с особенностями психофизического развития занимают дидактические игры «Я имею право», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», которые имеют свои задачи и игровые правила;

-решение проблемных задач.

Поиск решений от своего имени или имени героя способствует усвоению детьми основных правовых отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослому нужно привлекать внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, когда активно участвует в решении проблемных задач. Он постепенно овладевает умениями предвидеть реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры. В решении проблемных задач каждый ребенок находится в позиции, которая требует от него активных действий. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций. (На примерах из сказок можно создавать ситуации – проблемы, которые помогут детям понять состояние главных героев, права которых были нарушены). При создании проблемных ситуаций ребенок учится искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с окружающими;

-использование сюжетов хорошо известных сказок.

Читая детям или показывая книги с иллюстрациями необходимо обращать внимание детей на хорошие поступки и дела, о которых в них рассказывается. Стихи, пословицы, поговорки можно использовать в качестве примеров, иллюстрирующих то или иное понятие. Дети могут извлекать из книг уроки и делать для себя выводы. Литературные произведения предпочтительнее использовать в текстовом варианте. Если дети недостаточно хорошо читают, то педагогу нужно зачитывать им тексты, например, описание ситуаций, записанных на карточках. Кроме того, нельзя забывать и о повышенной эмоциональной восприимчивости, особенно заметной при проигрывании ситуаций с героями любимых сказок. В данном случае возникает реальная возможность эмоционального подкрепления полученных знаний, перевода их в стадию взглядов. Книги, которые расскажут детям об их правах: Усачёв А. «Приключения маленького человечка (Всеобщая Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых)», Яковлев Ю. «Ваши права, дети» (Конвенция о правах ребёнка);

-проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок,

-викторины: «Мои права», «Дорожные знаки», «Ежели вы вежливы!»;

-продуктивная деятельность: конкурс рисунков «Мой класс», «Мой режим дня», «Как я перехожу улицу». «Я рисую свои права», «Я на улице» (по правилам дорожного движения);

-практикумы: «Переход через проезжую часть дороги»; «Мы пассажиры» (о поведении в общественном транспорте); «Разрешение конфликта» (ситуации из жизни класса).

Эффективность правового воспитания младших школьников обеспечивается выполнением следующих педагогических условий:

-создание в классе атмосферы физического и психического комфорта, уважения личного достоинства каждого ребенка и взрослого;

-выработка правил поведения в школе и классном коллективе с предоставлением детям возможности формулировать и свободно высказывать собственное мнение с опорой на имеющийся жизненный опыт;

-обучение учащихся способам комфортного общения и конструктивного решения конфликтов, возникающих из-за противоречий между правами и интересами отдельных людей;

-моделирование ситуаций, в которых каждый ребенок сможет пережить момент реализации своих прав и наступления ответственности при нарушении прав других, возникновения затруднений в пользовании своими правами;

-создание соответствующей предметно-развивающей среды: разнообразный демонстрационный материал, мультимедийный материал «Декларация о правах ребенка», «Права ребенка», «Правовое воспитание», картотека дидактических игр по правам ребенка (для ознакомления с правами и обобщения), подборка практических заданий для закрепления знаний о правах на занятиях.

Формирование правовой культуры младшего школьника с особенностями психофизического развития представляет собой процесс овладения правовыми знаниями о своем государстве, о правах и обязанностях ребенка, выработки ценностных отношений с окружающими людьми, сверстниками, уважение прав и свобод человека и гражданина, умений и навыков правомерного поведения, заключающегося в осознании необходимости соблюдать правила поведения в обществе.

Для более успешного и интенсивного развития правосознания в детском возрасте необходима организация соответствующей деятельности, в результате которой станет возможно развитие правового мышления и правового сознания детей в целом.

Практический материал

Выявление уровня сформированности правовых знаний младших школьников с ОПФР

3 серии заданий:

–опрос детей на тему «Права детей»;

–беседа «Как ты поступишь?»;

–игра «Хорошие и плохие поступки».

Опросник "Права детей":

1.Знаешь ли ты, что у каждого ребёнка есть свои права?

2.Как ты думаешь, что такое право?

3.Какие права есть у тебя и других детей?

4.Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

5.Какие права ты считаешь самыми важными?

6.Кто защищает права детей?

7.Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

8.Что такое обязанности?

9.Какие у вас обязанности в семье?

10.Есть ли у вас обязанности в школе?

На основе анализа ответов детей, условно были выделены 3 уровня правовой грамотности:

1.уровень правовой грамотности - 8 - 10 правильных ответов;

2.уровень правовой грамотности - 5 - 7 правильных ответов;

3.уровень правовой грамотности - менее 4-х правильных ответов.

Беседа на тему "Как ты поступишь?"

Вопросы:

1.Поделишься ли ты своими вещами (игрушка, книжка, карандаши) с другими детьми? Почему?

2.Примешь ли ты в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?

3.Будешь ли ты драться, если другой ребенок отобрал у тебя вещь, принадлежащую тебе? Почему?

4.Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?

5.Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6.Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?

Правильные ответы ребенка на 5 - 6 вопросов свидетельствуют о первом уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о втором уровне; если ребенок ответит менее чем на 3 вопроса, то это говорит о третьем уровне сформированности правовой культуры данного учащегося.

Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки»

В игре ребенку предлагаются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков. Нужно разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. При этом ребенок должен объяснить свой выбор (в качестве наглядного материала используются 7 пар картинок).

На основе анализа выбора детей условно выделятся 3 уровня успешности выполнения задания:

1.уровень успешности - 5 - 7 правильных ответов;

2.уровень успешности - 3 - 4 правильных ответов;

3.уровень успешности - менее 3-х правильных ответов.

Проект программы правового воспитания

«Я в мире общения» (1 класс)

Цель: формирование представлений о правилах поведения, развитие культуры взаимоотношений.

Задачи:

-использовать благоприятные ситуации для усвоения детьми правил культуры поведения;

-формировать правовые поведенческие навыки.

«Правила для всех»

Знакомство со школой и её внутренним распорядком.

«Я на уроке и перемене»

Право ребёнка на безопасность в школе.

«Наш класс»

«Права учащихся в нашем классе». Ответственность.

Дежурство по классу.

Разработка правил поведения в классе.

«Безопасная дорога»

Основные правила безопасности пешехода (ПДД).

«Я и мои друзья»

Дружба. Все мы – разные.

Конвенция о правах ребёнка о защите права на самовыражение.

Знания и умения учащихся к концу 1 класса:

-различать справедливые и несправедливые поступки, правильное и неправильное отношение к окружающим, достойное и недостойное поведение;

-уметь отстаивать свои права, не нарушая права других;

-ставить перед собой несложные цели.

«Я и окружающий мир» (2 класс)

Цель: расширение представлений детей о нормах и правилах правового поведения.

Задачи:

-знакомить с особенностями правил для учащихся и правил поведения в общественных местах;

-формировать умения и навыки их выполнения.

«Наша школа»

Право на образование в Конвенции о правах ребёнка.

Школа – наш дом. Устав школы, который регулирует школьную жизнь.

Обязанности учащихся в школе. Права учащихся в школе.

Ответственность учащихся.

«Дом, в котором я живу»

Право на выбор места проживания. Неприкосновенность жилища в Конвенции о правах ребёнка и Законе РБ о защите прав ребенка.

Ответственность семьи за ребёнка.

«Я и моя семья»

Конвенция о правах ребёнка о праве детей на семью.

Права членов семьи. Ответственность родителей. Распределение обязанностей в семье.

Право ребёнка на защиту от жестокого обращения.

Семейные праздники.

«В общественном транспорте»

Безопасное поведение на остановках общественного транспорта. Правила поведения в общественном транспорте.

Знания и умения учащихся к концу 2 класса:

-принимать и выполнять правила своего класса или группы, следовать им;

-осознавать наличие у людей определенных обязанностей и необходимость их выполнения;

-осознавать свою принадлежность к различным группам и коллективам (семья, класс, школа);

-участвовать в жизни своего класса и школы.

«Я в мире людей» (3 класс)

Цель: расширение знаний детей об их правах, о правах другого человека.

Задачи:

-формирование представлений о важной роли правил в жизни человека;

-формирование умения не нарушать права других людей, отстаивать свои права.

«Наши соседи»

Разные люди – разные интересы. Люди разные, но права равные.

Основные правила совместного проживания. Учись договариваться.

«Идём в гости»

Конвенция о правах ребёнка о праве на семейные связи. Мои близкие родственники.

Необходимые правила этикета. Правила поведения в гостях.

«Дорожные знаки – мои помощники»

Дорожные знаки по дороге в школу.

Учимся переходить дорогу без светофора. Правила для велосипедиста.

Знания и умения учащихся к концу 3 класса:

-оценивать влияние своего поведения на других людей;

-слушать других, играть, учиться и трудиться совместно;

-определять сходства и различия между людьми и уважать их;

-понимать, что члены семьи и друзья должны проявлять заботу друг о друге.

«Я и мои права» (4 класс).

Цель: расширять представления детей об их правах, о правах других людей.

Задачи:

-формировать представление о праве, как об особой форме регулирования отношений между людьми;

-дать представление о Республике Беларусь, как о государстве, о человеке, как о гражданине.

«Я – гражданин Республики Беларусь».

Право на гражданство в Конвенции о правах ребёнка. Что значит быть гражданином?

Наша Родина – Республика Беларусь. Правила жизни в стране – это законы. Конституция – основной закон Республики Беларусь.

Права и обязанности гражданина Республики Беларусь.

Национальные традиции белорусов.

«Защита прав ребёнка»

Документы, защищающие права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка об основных правах ребёнка.

Защита прав ребёнка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?»

Знания и умения учащихся к концу 4 класса:

-правильно оценивать результаты своей деятельности;

-развивать конструктивные взаимоотношения в процессе учебы, игры (например, уметь работать в группе);

-размышлять и рассуждать о несложных социальных и моральных проблемах, с которыми они сталкиваются в обычной жизни (например, агрессивное поведение, справедливость и несправедливость, правда и ложь, использование денежных средств, охрана природы и т.д.); обращаться за помощью (например, к членам семьи или друзьям, учителям, старшеклассникам, милиции и т.д.).


Наши Новости
30.01.2019:

25 января 2019 года в Вилейской специальной общеобразовательной школе-интернате в рамках единого Дня безопасности дорожного движения прошла традиционная...

подробнее
09.01.2019:

В научно–методическом журнале «Народная асвета» №12/2018 размещена статья учителя биологии и химии Натальи Адамовны Перхурович

подробнее
28.12.2018:

Воспитанники вместе с педагогами оформили школу к Рождеству и Новому году.

Смотреть фотогалерею 

подробнее
28.12.2018:

28 декабря 2018 года в учреждении образования прошел проблемный семинар «Причины проблемного поведения у детей с особенностями психофизического развития»...

подробнее
28.12.2018:


В республиканских соревнованиях среди детей и подростков по хоккею «Золотая шайба» на призы Президента Республики Беларусь вилейские хоккеисты заняли...

подробнее